Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Главная / Тики / Лекарственные дискинезии

Лекарственные дискинезии

Неожиданное появление патологических непроизвольных движений у больных, получающих нейролептические препараты, пробудило интерес к нейрофармакологии экстрапирамидных заболеваний, который не спадает и сегодня.

Возникновение дискинезии у больных паркинсонизмом, получавших длительное время лечение 1-дофа, и развитие стереотипии, хореических гиперкинезов и тиков у лиц, хронически злоупотребляющих амфетаминовыми препаратами, приносило в равной степени страдания и тем и другим, а использование этих препаратов в исследовательских целях позволило выработать многие наши современные представления о патофизиологических механизмах непроизвольных патологических движений.

Хотя тики являются одной из наиболее редких ятрогенных дискинезии, уже сам факт, что они вообще могут возникать и наблюдаться в сочетаниях с хореей и атетозом, позволяет предполагать, что они развиваются в результате центральных биохимических нарушений.

Данный раздел содержит следующие темы:

Дискинезии, вызванные приемом нейролептиков:

  • острые дискинезии;
  • акатизия;
  • поздняя дискинезия.

Дискинезии, вызванные приемом психомоторных стимуляторов:

  • бесцельная произвольная активность;
  • хорея;
  • тики.

Дискинезии, вызванные приемом 1-дофа:

  • хореоатетоз;
  • дистония;
  • миоклонус;
  • тики.

«Тики», А.Дж.Лис

Патофизиология Хотя в настоящее время мы не располагаем убедительными доказательствами, но, повидимому, стимуляция дофамином дофаминергических рецепторов играет важную роль в развитии дискинезий при приеме 1-дофа. Препараты, блокирующие дофаминовые рецепторы (например, пимозид), уменьшают выраженность патологических движений [Tarsy et al., 1975], тогда как дофаминергические агонисты (пиребидил, синтетические эрголены) усиливают их. Определенную роль в возникновении дискинезий могут играть …

Дегенерация нигростриарного пути при идиопатическом паркинсонизме, вероятно, приводит к развитию денервационной гиперчувствительности дофаминовых рецепторов, расположенных па стриарных холинергических интернейронах. Хотя эта компенсаторная реакция не является непосредственной причиной появления гиперкинезов, она вполне может оказаться предрасполагающим фактором в возникновении дискинезий. Anden (1970) показал, что, по данным поведенческих тестов, животные, у которых нигростриарпый путь был разрушен, реагировали на …

Klawans высказал предположение, что нарастание тяжести дискинезий в зависимости от длительности течения и их прогрессирующая резистентность к уменьшению дозы может быть связана с непосредственным влиянием длительного приема 1-дофа па чувствительность рецепторов. После полной отмены препарата повторное развитие дискинезий происходит обычно при более низкой дозе по сравнению с той, которая вызвала их первоначальное появление. Сходные клинические …

Прием d-амфетамина в дозе 2,5 мг/сут иногда вызывает появление орофациальных гиперкинезов и хореических гиперкинезов конечностей у детей с минимальной мозговой дисфункцией, имеющих повышенную чувствительность к препарату [Mattson, Calverly, 1968; Case, McAndrew, 1974]. Подобную реакцию могут вызвать также метилфенидат [Palatum, 1974; Weiner et al., 1978] и пемолин [Nausieda et al., 1981]. Повторные провокации с помощью различных …

У некоторых больных сравнительно молодого возраста с незначительно выраженной симптоматикой наблюдается длительная реакция на прием 1-дофа, которая продолжается от 3 до 5 дней. В течение дня состояние пациента остается стабильно хорошим и если лечение прекращено, проходит несколько дней, прежде чем выраженность симптомов дрожательного паралича возвращается к тому уровню, который наблюдался до начала лечения. Неотъемлемой частью …

Дистония Явления спастической кривошеи были описаны после приема малых [Mattson, Calverly, 1968] и больших [Lundh, Tunving, 1981] доз амфетамина. У 42-летней женщины после приема фенфлюрамина описана острая дистоническая реакция с возникновением ретроколлиса и спазмом языка и глотки [Sanamman, 1974]. Клиническая характеристика описанных случаев синдрома Жилль де ла Туретта при приеме стимуляторов ЦНС  Автор Возраст больного …

Клиническая картина У большинства больных дискинезии начинаются исподволь, с ощущения некоторого напряжения, беспокойства или с нарастания жестикуляции, и первыми на них обращают внимание родственники или знакомые. В редких случаях дискинезии возникают внезапно, резко ухудшая состояние больного. Каждый больной имеет свой характерный рисунок и распределение дискинезии, что отчасти связано с предшествующей клинической картиной болезни. Когда дискинезии …

Тики В литературе имеются немногочисленные, но абсолютно достоверные сообщения о возникновении тиков на фоне лечения стимуляторами ЦНС. Denckla и соавт. (1976) свыше 5 лет наблюдали 5 тыс. детей с минимальной мозговой дисфункцией и обнаружили, что из 1254 детей, относящихся к категории неврологических больных, у 2 % тики отмечались и до лечения, тогда как у детей, …

Типы дискинезии Хореоатетоз Хореоатетоз является наиболее распространенной формой дискинезии. В тяжелых случаях у больных отмечаются генерализованные непроизвольные движения, охватывающие все тело и часто сопровождающиеся мышечной гипотонией и повышением сухожильных рефлексов. Сами больные в общем удивительно спокойно переносят свои гиперкинезы, но бесконечные движения иногда производят угнетающее впечатление на окружающих. У больных старше 60 лет особенно часто …

Pollack и соавт. (1977) описали 5-летнего мальчика с минимальной мозговой дисфункцией, у которого после 5 мес приема метилфенидата (10 мг/сут) появились лицевые тики, тики в виде моргания и гримасничанья, а год спустя, когда он получал 20 мг/сут dамфетамина, дополнительные вокальные тики. Двоюродный брат пациента страдал синдромом Жилль де ла Туретта. В литературе имеются также сообщения …