Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Клиническая картина нейроревматизма (значение нарушений нервной регуляции)

Ряд советских авторов обратил внимание на значение нарушений нервной регуляции для формирования клинической картины ревматизма и его течения (Н. И. Лепорский и А. Л. Ланда, 1941; М. В. Черноруцкий, 1951; А. И. Нестеров, 1952, 1956, и др.).

А. И. Нестеровым (1956), а также В. Г. Беззубиком было отмечено, что у больных с сильным типом высшей нервной деятельности ревматизм чаще протекает остро, бурно, но благоприятно и, как правило, поддается антиревматической терапии.

У больных со слабым типом высшей нервной деятельности, наоборот, чаще наблюдается подострое, вялое течение болезни, с менее отчетливым эффектом терапии, с выраженным ревматическим поражением сердца.

И. А. Бронзов (1956, 1959, 1962) «аблюдал изменения электроэнцефалограммы, закономерно отражающие течение ревматического процесса, в частности ревмокардита (дезорганизация альфаритма и др.)» и положительную динамику электроэнцефалограммы в результате успешного лечения.

Бесспорная связь нарушений центральной нервной регуляции с формированием клинической картины ревматизма была показана в наблюдениях И. А. Бронзова, согласно которым под влиянием препаратов группы резерпина у больных ревматизмом в активной фазе болезни уменьшались или исчезали жалобы на сердцебиение (у 47 из 56 больных), боли в области сердца (у 25 из 29), артральгии (у 15 из 32), потливость (у 25 из 29), нарушения сна (у 22 из 28), головные боли (у 15 из 29) и др.

Кроме того, применение препаратов раувольфии (без других лечебных средств) сопровождалось снижением лейкоцитоза (у 5 из 8 больных), РОЭ (у 19 из 29), снижением повышенной проницаемости капилляров (у 12 из 16).

Наблюдения И. А. Бронзова сходны с результатами наблюдений С. А. Хуршудян (1963), согласно которым высота титров АСГ и АСЛ-О отражает иммунологическую реактивность организма к стрептококку, а также состояние центральной нервной системы.

Наиболее высокие титры этих антител были обнаружены среди психически больных при энцефалите, васкулитах, симптоматической эпилепсии, при кататоно-параноидном синдроме.

У большинства больных с параноидным, депрессивным синдромом, невротическим состоянием и при поражении диэнцефальной области обнаруживались наиболее низкие титры антител.

Согласно наблюдениям Г. А. Макеева (1959), определение титров АСЛ-О, АСГ, агглютининов к стрептококку группы А (особенно, если они изучаются в динамике) может иметь значение для распознавания психозов при «стертом», вялом течении ревматического процесса.

«Клиника коллагеновых болезней»,
А.И.Нестеров, Я.А.Сигидин

Далее по теме: