Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Главная / Очерки о здоровой и больной психике / Физиологические основы памяти

Физиологические основы памяти

Память — одна из важнейших психических функций. Современный уровень развития человечества и культуры был бы невозможен, если бы в процессе эволюции, наряду с другими психическими процессами, не развилась бы память. Без памяти люди не знали бы своего прошлого и не могли бы предвидеть будущего, ибо функция памяти — объективное отражение прошлого.

Память является необходимой предпосылкой для всякого обучения. Отсюда понятен большой интерес, который проявляют самые широкие круги населения к закономерностям, связанным с памятью, запоминанием, забыванием, к возможностям улучшения памяти, к ее расстройствам и недостаткам, а также к мерам для их устранения и предупреждения. В настоящем очерке мы постараемся осветить эти вопросы.

Мы постоянно получаем большое количество ощущений, впечатлений, восприятий от окружающего нас мира и из нашего собственного тела.

Воздействуя на клетки мозга, эти ощущения вызывают в них какие-то материальные изменения. Эти изменения не проходят бесследно, а сохраняются к каком-то виде в клетках.

Так вот, в основе памяти и лежит способность живой материи сохранять отпечатки или следы раннее воспринятых раздражений (впечатлений) и, при особых условиях, воспроизводить их. Память хорошо выражена уже у животных, но особенного развития она достигла у человека.

Процессы памяти осуществляются в нервных клетках коры головного мозга. Если кора страдает от ранений или болезней, то при этом наблюдаются расстройства памяти различных видов и степеней, с чем мы познакомимся ниже. Изучение этих поражений показывает, что

в работе памяти принимает участие вся, или почти вся, кора мозга. В этом отношении существует различие между памятью и некоторыми другими психическими процессами, например речью, для которой существуют более ограниченные центры в головном мозгу.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Студенты медицинских вузов, при изучении топографической анатомии, для запоминания порядка расположения артерий, вен и нервов пользуются словами вроде «Нева», для запоминания порядка нерввенаартерия в соответствии с порядком букв в слове «Нева». Впрочем, пользование такими мнемоническими правилами не так велико, потому что их не всегда удается придумать. Мы хорошо запомнили «Молодую гвардию» А. Фадеева, а другой, …

Психологи ставили следующие опыты. Во время лекции, неожиданно для присутствовавших, в аудиторию с шумом ворвались несколько человек. Что-то выкрикивая, они гнались друг за другом, очевидно продолжая начатую ссору, а затем покинули аудиторию. Тогда присутствовавшим было предложено записать, что же собственно говоря, они видели и слышали. Оказалось, что полученные ответы довольно неточны и разноречивы. Так, большинство …

Важным условием запоминания является правильная организация конспектирования. Составлением конспекта пользуются для запоминания значительного по объему материала. Только правильное конспектирование приносит пользу. Некоторые люди конспектируют таким образом, что, смотря в книгу, сокращенно переписывают текст книги в тетрадь. Такое конспектирование мало помогает запоминанию, а следует поступать так: сначала прочтите один или несколько раз какой-нибудь раздел книги, представляющий …

В узнавании как бы объединяется восприятие с воспоминанием. При восприятии, которое включает осмышление воспринятого, возникают по ассоциации воспоминания о таких же или только похожих восприятиях в прошлом. Отсюда возникает чувство знакомости воспринятого и может произойти отождествление данного восприятия с прежними, то есть узнавание предмета. Этот процесс происходит обычно скорее, чем требует его описание, то есть …

Мы познакомились с загрузкой «склада» памяти. Посмотрим, как же сохраняется в памяти все, что мы непроизвольно запечатлели или произвольно запомнили и заучили. Оказывается, что если сравнивать память со складом, то это не слишком хороший склад. В нем наряду с доброкачественным хранением имеет место усушка, утруска, порча и исчезновение товаров. Многое из того, что мы помнили, …

Симптомы уже виденного ярко описывает А. К. Толстой в стихотворении «По гребле неровной и тряской». По гребле неровной и тряской, Вдоль мокрых рыбачьих сетей, Дорожная едет коляска, Сижу я задумчиво в ней, — Сижу и смотрю я дорогой На серый и пасмурный день, На озера берег отлогий. На дальний дымок деревень. Мне кажется все так …

Специальные опыты показали, что через полчаса после заучивания может забываться до 40 процентов материала, или, что тоже самое, сохраняется в памяти около 60 проц. На следующий день в памяти останется 34 проц., через 3 дня — 25 проц., через 30 дней — 21 процентов (опыты Эббингауза). Таким образом, кривая забывания характеризуется быстрым падением в начале …

Так, один больной с легкой формой склероза мозговых сосудов рассказал следующее: «В воскресенье я проснулся позже, чем обычно. Был яркий солнечный день. Жена уже встала и была одета. Взглянув на нее, я испугался. Мне показалось, что я вижу ее впервые. Не то, чтобы я ее не узнал, но она стала какая-то другая, я и сам …

Психологи ставили следующие опыты. Ученикам предлагали выучить два отрывка одинаковой трудности. При этом указывалось, что первый отрывок будет спрошен на следующий день, а второй — через неделю. При проверках оказалось, что хотя ученики не повторяли материала, они помнили второй отрывок значительно дольше, чем первый. Следовательно, длительность хранения материала в памяти, в какой-то степени, зависит от …

Приведем стихотворение С. Маршака из книги «Часы и минутки», в котором отражены описанные соотношения. Мы знаем: время растяжимо.Оно зависит от того.Какого рода содержимымВы наполняете его.Бывают у него застои,А иногда оно течетНенагруженное, пустое —Пустых минут напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но положив их на весы, Находим длинные минутки И очень краткие часы. …