Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Главная / Очерки о здоровой и больной психике / Физиологические основы памяти

Физиологические основы памяти

Память — одна из важнейших психических функций. Современный уровень развития человечества и культуры был бы невозможен, если бы в процессе эволюции, наряду с другими психическими процессами, не развилась бы память. Без памяти люди не знали бы своего прошлого и не могли бы предвидеть будущего, ибо функция памяти — объективное отражение прошлого.

Память является необходимой предпосылкой для всякого обучения. Отсюда понятен большой интерес, который проявляют самые широкие круги населения к закономерностям, связанным с памятью, запоминанием, забыванием, к возможностям улучшения памяти, к ее расстройствам и недостаткам, а также к мерам для их устранения и предупреждения. В настоящем очерке мы постараемся осветить эти вопросы.

Мы постоянно получаем большое количество ощущений, впечатлений, восприятий от окружающего нас мира и из нашего собственного тела.

Воздействуя на клетки мозга, эти ощущения вызывают в них какие-то материальные изменения. Эти изменения не проходят бесследно, а сохраняются к каком-то виде в клетках.

Так вот, в основе памяти и лежит способность живой материи сохранять отпечатки или следы раннее воспринятых раздражений (впечатлений) и, при особых условиях, воспроизводить их. Память хорошо выражена уже у животных, но особенного развития она достигла у человека.

Процессы памяти осуществляются в нервных клетках коры головного мозга. Если кора страдает от ранений или болезней, то при этом наблюдаются расстройства памяти различных видов и степеней, с чем мы познакомимся ниже. Изучение этих поражений показывает, что

в работе памяти принимает участие вся, или почти вся, кора мозга. В этом отношении существует различие между памятью и некоторыми другими психическими процессами, например речью, для которой существуют более ограниченные центры в головном мозгу.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Очень нередко в ответ на раздражитель у нас возникает слово или представление противоположного значения, например: богатый — бедный, жизнь — смерть, белый — черный, добрый — злой, молодость — старость, здоровье — болезнь и т. д. Такие ассоциации называются ассоциациями по контрасту. Среди различных типов ассоциаций надо еще упомянуть ассоциации по созвучию. Здесь одно слово …

В рассказе чешского писателя Карела Чапека «Эксперимент профессора Роусса» психолог с помощью ассоциативного эксперимента разоблачает преступника, подозреваемого в убийстве. Некто Суханек подозревается в убийстве шофера такси, который бесследно исчез недавно. Прямых улик нет. Подозреваемый категорически отрицает свою вину. — Подойдите, — строго сказал профессор Роусс. — Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить …

При произвольном воспроизведении ассоциации имеют определенный, направленный характер. Хорошим и простым, примером направленных ассоциаций может служить известный рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Ему советуют пригласить знахаря. Беда, однако, в том, что фамилию знахаря забыли. Известно только, что в ней есть что-то лошадиное. И вот все окружающие предлагают на …

Поскольку память тесно связана с интеллектом (умом), в большинстве случаев при хорошем уме мы имеем и хорошую память. Этот параллелизм, однако, не является обязательным. Встречаются очень умные люди, память которых оставляет желать лучшего. С другой стороны известны примеры, когда люди с умеренным интеллектом, И даже слабоумные обладали прекрасной памятью. Во всяком случае при прочих равных …

Роль упражнения вообще хорошо видна в так называемой профессиональной памяти. Опытный врач может одновременно помнить до 200—300 больных, основные симптомы их болезни и ход лечения, связывая индивидуальные особенности течения болезни с внешним обликом и фамилией больного. Эта способность, однако, развивается лишь постепенно в процессе профессиональной деятельности и постоянного упражнения памяти. Артисты приучаются запоминать длинные роли, …

Среди основных видов памяти различают образную, логическую, двигательную и аффективную память. При образной памяти воспроизведение происходит в виде чувственных представлений или образов зрительных, слуховых и других. Яркость таких представлений памяти у разных людей неодинакова. Некоторые люди видят зрительные образы воспоминаний настолько яркими, что они почти не отличаются от реальных восприятий; у других же чувственные образы …

Автоматизмами называются действия, которые вначале (при обучении им) совершаются сознательно, а в результате упражнения и развития навыка освобождаются от контроля сознания, по крайней мере частично. Так, обучающийся езде на велосипеде, вспоминает, что сейчас ему надо нажать правую педаль, а теперь левую. При крене велосипеда он вспоминает, что руль надо повернуть в сторону крена и т. …

Вспомните, что такое мандарин! Вы говорите, что это фрукт из семейства цитрусовых, он успешно разводится в Закавказье, полезен главным образом благодаря большому содержанию витамина «С». Это логическая память. Но одновременно в вашем сознании возник образ мандарина. Вы представляете себе сочный, золотистый, ароматный плод, как будто бы он в действительности лежит перед вами. Это образная память. …

Задача памяти—отражение прошлого, осуществляется при помощи следующих основных функций памяти: запоминания, сохранения запомненного, узнавания и воспроизведения или репродукции хранящегося в памяти материала. Начнем наше знакомство с психологией памяти — с запоминания. Мы знаем, что в одних случаях мы запоминаем легко, в других — хуже. Некоторые вещи запоминаются быстро и надолго, другие же с трудом и …

Человеческая память несовершенна. Расстройства ее могут охватывать как все функции памяти, так и в отдельности запоминание, сохранение и воспроизведение. При старческих и предстарческих психозах, при интоксикационных, инфекционных и травматических поражениях мозга может нарушаться способность запоминания. Она или понижена, или в тяжелых случаях запоминание совершенно невозможно. Такие больные не в состоянии, например, запомнить, как зовут лечащего …