Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Главная / Очерки о здоровой и больной психике / Мышление и его расстройства

Мышление и его расстройства

Как мы познаем мир?

С момента рождения у человека имеются органы чувств или рецепторы, которые доставляют ему разнообразные ощущения, отражающие окружающий мир и состояние его собственного организма. В процессе развития ребенка развиваются и совершенствуются его ощущения и восприятия. Таким образом, познание мира человеком начинается с ощущений и восприятий.

Правильно отражая окружающую нас реальную действительность, ощущения и восприятия отображают лишь отдельные явления и предметы, но не существующие связи и зависимости между этими явлениями. Так, мы видим тучи, молнию, слышим гром, ощущаем дождь, но восприятие не говорит нам о причинных связях между этими явлениями. Оно не может ответить на вопрос о причине молнии и о том, какая связь между молнией и громом.

Отношения и связи между предметами и явлениями раскрывает мышление. Если познание мира начинается с ощущений, то мышление продолжает его.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»,— сказал В. И. Ленин.

Если восприятие дает непосредственное познание действительности, то мышление отражает общее в предметах и явлениях и применяет обобщения к отдельным предметам.

Это не непосредственное, а опосредованное познание действительности. Мышление шире, чем восприятие и представление, оно может охватить явления которые нельзя себе представить образно.

Так например, в науке о происхождении земли мы свободно оперируем миллионами и десятками миллионов лет, хотя вряд ли возможно образно представить себе, что такое миллион лет. Раскрытие связей и отношений между явлениями, в том числе причинно-следственных связей, дает возможность предвидения и управления событиями и явлениями.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

В большинстве случаев навязчивые мысли остаются мыслями и не сопровождаются действиями. Там же, где это происходит, мы говорим о навязчивых действиях. Сюда относится, например, навязчивый счет окон на улице, букв на вывесках. В тяжелых случаях болезни навязчивые действия приобретают характер болезненных ритуалов, очень осложняющих жизнь больных. Больной инженер с неврозом навязчивых состояний перед тем, как …

Среди расстройств мышления особое значение имеет бред. Бред — это ложная идея или система идей, тесно связанная с интимными переживаниями больного и не поддающаяся разубеждению в обычных условиях. Приведенное определение позволяет отличить бредовые идеи от ошибочных или ложных суждений и от суеверий. Ложные или ошибочные суждения обычно поддаются разубеждению. Что касается суеверий, то они имеют, …

Бред преследования и воздействия, как и некоторые другие виды бреда, часто связан с галлюцинациями. Вот пример такого бреда преследования, описанный в стихотворной форме больным Ал., перенесшим алкогольный психоз.Город с резким визгом встал на дыбы Подозреньем черным опьянен, И домов грозящиеся глыбыВ спину шепчут мне, что я — шпион. Говорят об этом встречных лица.Грозно намекают голоса. …

Мы уже упоминали о частой, хотя и необязательной связи бреда с галлюцинациями. Приведем интересный пример бредового объяснения слуховых галлюцинаций, испытываемых больным, как это нам представляется, при анализе рукописи, полученной по почте. Самого автора мы не видели, по он несомненно весьма интеллигентный человек, судя по выдержанному научно-литературному стилю его заметки. Приводим эту заметку гражданина П. с …

Мы упомянули о бреде величия, бреде преследования и воздействия. При бреде отношения больные неправильно относят к себе события и явления, на самом деле с ними не связанные. Так, один наш больной жаловался, что, как только он вошел в троллейбус, две девушки переглянулись и «демонстративно» вышли, показав таким образом, что они не желают ехать с ним …

Одна из разновидностей бреда — бред ревности. Не всякая ревность, даже необоснованная, является бредом. При бреде имеется характерная убежденность, не основанная на реальных фактах, и паралогическое мышление, как это видно из следующего примера.Частный случай Больной К. 36 лет. ветеринарный врач. По характеру был общительным, трудолюбивым, умеренно веселым. Кроме сыпного тифа в детстве, детских инфекций и …

Среди различных видов бреда заслуживает упоминания бред самообвинения. При этом больные обвиняют себя в различного рода преступлениях, которые они будто бы совершили. Нередко такие больные обращаются в следственные органы и просят привлечь их к ответственности за совершенные ими тяжкие преступления. Существуют два механизма построения бреда самообвинения. В одних случаях больные карикатурно преувеличивают значение событий, действительно …

Навязчивые мысли характеризуются нелепым содержанием, которое находится в противоречии с действительным положением вещей и реальными мыслями и чувствами больного. Больные сами критически относятся к этим мыслям, но не в состоянии от них отделаться. В противоположность наплыву мыслей, количество (навязчивых мыслей и представлений обычно невелико и они довольно стойки. Навязчивые состояния чаще всего встречаются при неврозах. …

Мышление оперирует понятиями. Понятия—это основной первичный элемент мышления. Понятие — это сумма общих и существенных признаков предмета или явления. Как, например, определяется понятие «млекопитающие»? Ответ: млекопитающие — это животные, вскармливающие детенышей молоком. Правильное определение понятий содержит признаки необходимые, основные и достаточные.Вот еще примеры правильного определения понятий: четное число — это число, делящееся на два без …

Нечеткое определение понятий — один из распространенных источников ошибок и затруднений в мышлении. Понятия развиваются в процессе обучения и практического конкретного опыта применения их в разнообразных условиях. Необходимо, чтобы учащиеся не только запоминали формулировки новых для них понятий, но научались бы свободно пользоваться ими. Так например, понятия, относящиеся к дробям, процентам, единицам электричества, химическим соединениям …