Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Виды памяти

Роль упражнения вообще хорошо видна в так называемой профессиональной памяти. Опытный врач может одновременно помнить до 200—300 больных, основные симптомы их болезни и ход лечения, связывая индивидуальные особенности течения болезни с внешним обликом и фамилией больного. Эта способность, однако, развивается лишь постепенно в процессе профессиональной деятельности и постоянного упражнения памяти.

Артисты приучаются запоминать длинные роли, музыканты—большие музыкальные произведения, которые исполняются солистами безошибочно и наизусть. Текстильщики могут различать, помнить и узнавать до 40 оттенков черного цвета, тогда как обычно мы различаем и помним только несколько оттенков.

У судебноследственных работников, имеющих дело с профессиональными преступниками, нередко развивается исключительная память на лица и обстоятельства, при которых они с этими лицами встречались.

Специальные виды памяти близки к профессиональным, но не обязательно связаны с определенными профессиями. К специальным видам памяти относится память на фамилии, на лица, на цифры и т. д. В отношении специальных видов памяти существуют большие индивидуальные различия между людьми.

Одни прекрасно запоминают фамилии, но не помнят цифр, другие легко усваивают цифры и формулы, но не запоминают лиц и т. д. Несмотря на наличие индивидуальных особенностей, специальные виды памяти также нередко поддаются упражнению.

Я знал одного научного работника, который вообще обладал недурной памятью, но совершенно не запоминал цифр.

В беседе с ним выяснилось, что еще в детстве в школе на уроках истории он плохо справлялся с хронологическими датами.

Учитель, большой любитель хронологии, увидев этот недостаток ученика, усилил свои требования к запоминанию дат.

Ученик отказался запоминать цифры, решив, что это для него невозможно, и в течение всей дальнейшей жизни избегал заучивания цифр, пользуясь в этих случаях записями и будучи уверен, что невозможность запомнить цифры — дефект его памяти. Я предложил этому научному работнику систематические простые упражнения по запоминанию цифрового материала. В результате этих упражнений дефект памяти довольно быстро был почти устранен.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Далее по теме: