Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Мышление и речь

Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. «Непосредственная действительность мысли это язык»1,— писал Карл Маркс.

По И. П. Павлову слова и речь образуют так называемую вторую сигнальную систему, лежащую в основе мышления Как уже говорилось, мышление — это операции, совершаемые над понятиями, а понятия выражаются словами. Вот хороший пример того, что мышление совершается главным образом в словесной, речевой форме. Люди, которые хорошо владеют двумя или несколькими языками, подумав о чем-нибудь, всегда могут сказать, на каком именно языке им пришла в голову данная мысль.

Образы предметов или представления также могут участвовать в мышлении в качестве вспомогательных элементов. Так, архитектор, обдумывая фасад здания, или конструктор, размышляя над новой машиной, широко пользуются образными, зрительными и пространственными представлениями наряду со словесным материалом.

Таким образом, мы можем с известным правом считать, что мышление это заторможенная речь, а речь это мысли, высказываемые вслух.

Все же нельзя ставить знак равенства между мышлением и речью, ибо, несмотря на большую близость между ними, существуют некоторые психологические различия. Прежде всего можно различить несколько разновидностей речи. Мы знаем речь активную, когда человек сам говорит, и речь пассивную, когда он воспринимает чужую речь.

Далее, речь может быть монологической, когда человек говорит один, например, делает доклад, и диалогической или разговорной, когда люди беседуют друг с другом. Наконец, надо различать устную и письменную речь. Все перечисленные виды речи имеют свои психологические особенности.

При сравнении активной и пассивной речи мы видим, что пассивная речь развивается раньше. Так у детей при обучении речи наблюдается период, когда они еще не говорят, ко уже понимают чужую речь.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Далее по теме: