28 июня 2023

Генетические вопросы лечения рассеянного склероза

Абстрактная концепция рассеянного склероза

Ученые обнаружили первый генетический вариант, связанный с более быстрым прогрессированием рассеянного склероза (РС), что может привести к более ранней потере подвижности. Это открытие побуждает сместить фокус исследований рассеянного склероза на нервную систему и предлагает новые пути для будущих методов лечения.

Исследователи идентифицируют первый генетический маркер тяжести рассеянного склероза, открывая двери для лечения, чтобы предотвратить длительную нетрудоспособность.

Исследование более 22 000 человек с рассеянным склерозом (РС) обнаружило первый генетический вариант, связанный с более быстрым прогрессированием заболевания, который со временем может лишить пациентов их мобильности и независимости.

Рассеянный склероз (РС) является результатом того, что иммунная система ошибочно атакует головной и спинной мозг, что приводит к вспышкам симптомов, известным как рецидивы, а также к более длительной дегенерации, известной как прогрессирование. Несмотря на разработку эффективных методов лечения рецидивов, некоторые из которых были впервые применены в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (UCSF), ни один из них не может надежно предотвратить накопление инвалидности.

Выводы, опубликованные сегодня (28 июня) в журнале Nature, указывают на генетический вариант, который увеличивает тяжесть заболевания, обеспечивая первый реальный прогресс в понимании и, в конечном итоге, в борьбе с этим аспектом рассеянного склероза.

• «Наследование этого генетического варианта от обоих родителей ускоряет время до потребности в помощи при ходьбе почти на четыре года», — сказал Серджио Баранзини, доктор философии, профессор неврологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско и соавтор исследования.

Работа стала результатом большого международного сотрудничества более чем 70 учреждений со всего мира под руководством исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Кембриджского университета.

• «Мы надеемся, что понимание того, как вариант влияет на тяжесть рассеянного склероза, проложит путь к новому поколению методов лечения, способных предотвратить прогрессирование заболевания», — сказал Стивен Сосер, профессор Кембриджского университета и другой соавтор исследования.

Новое внимание к нервной системе

Чтобы раскрыть тайну тяжести рассеянного склероза, два крупных консорциума по исследованию рассеянного склероза объединили свои усилия: Международный консорциум генетики рассеянного склероза (IMSGC) и Консорциум множественного рассеянного склероза. Это позволило исследователям РС со всего мира объединить ресурсы, необходимые для начала выявления генетических факторов, влияющих на исходы РС.

Предыдущие исследования показали, что восприимчивость или риск рассеянного склероза в значительной степени связаны с дисфункцией иммунной системы, и некоторые из этих дисфункций можно лечить, замедляя болезнь. Но «эти факторы риска не объясняют, почему через десять лет после постановки диагноза некоторые пациенты с рассеянным склерозом находятся в инвалидных колясках, а другие продолжают бегать марафоны», — пояснил Баранзини.

Генетические вопросы лечения рассеянного склероза

Два консорциума объединили данные более чем 12 000 человек с РС, чтобы завершить полногеномное ассоциативное исследование (GWAS), в котором используются статистические данные для тщательной связи генетических вариантов с конкретными признаками. В этом случае интересующие черты были связаны с тяжестью рассеянного склероза, включая годы, которые потребовались каждому человеку, чтобы перейти от диагноза к определенному уровню инвалидности.

Проанализировав более семи миллионов генетических вариантов, ученые нашли один, связанный с более быстрым прогрессированием заболевания. Вариант находится между двумя генами без предшествующей связи с РС, называемыми DYSF и ZNF638. Первый участвует в восстановлении поврежденных клеток, а второй помогает контролировать вирусные инфекции. Близость варианта к этим генам предполагает, что они могут быть вовлечены в прогрессирование заболевания.

• «Эти гены обычно активны в головном и спинном мозге, а не в иммунной системе», — сказал Адил Харруд, доктор медицинских наук, ведущий автор исследования и бывший исследователь в лаборатории Баранзини. «Наши результаты показывают, что устойчивость и восстановление в нервной системе определяют ход прогрессирования рассеянного склероза, и что мы должны сосредоточиться на этих частях биологии человека для улучшения методов лечения».

Полученные данные дают области первые возможности для решения проблемы компонента нервной системы при рассеянном склерозе.

• «Хотя кажется очевидным, что устойчивость вашего мозга к травмам будет определять тяжесть такого заболевания, как рассеянный склероз, это новое исследование указало нам на ключевые процессы, лежащие в основе этой устойчивости», — сказал Сосер.

Постоянно расширяющаяся коалиция для решения проблемы тяжести рассеянного склероза

Чтобы подтвердить свои выводы, ученые исследовали генетику еще почти 10 000 пациентов с рассеянным склерозом. Те, у кого было две копии варианта, отключались быстрее.

Потребуется дальнейшая работа, чтобы точно определить, как этот генетический вариант влияет на DYSF, ZNF638 и нервную систему в целом. Исследователи также собирают еще больший набор образцов ДНК у людей с РС, ожидая найти другие варианты, которые способствуют длительной нетрудоспособности при РС.

• «Это дает нам новую возможность разрабатывать новые лекарства, которые могут помочь сохранить здоровье всех, кто страдает РС», — сказал Харруд.

Источник