11 июля 2013

Новая терапия улучшает выживаемость при трансплантации почек

Одна системная доза особых иммунных клеток предотвращает отторжение в течение почти 4 месяцев у предклинических животных моделей трансплантации почек, как сообщают специалисты из Медицинской школы Университета Питсбурга. Полученные ими данные, найти которые можно в онлайн версии The American Journal of Transplantation, могут стать основой для проведения возможных испытаний новой технологии на человеке.

Трансплантация органов позволила спасти много жизней, иногда, однако, ценой пожизненной необходимости в мощных иммуносупрессорных препаратах, которые могут вызывать серьезные побочные эффекты, как говорит старший исследователь Ангус Томсон, доктор философии, доктор естественных наук, почетный профессор хирургии и иммунологии, Медицинская школа Питсбургского университета.

Ученые в течение долгого времени искали способы заставить иммунную систему пациента принять донорский орган, чтобы сократить необходимость в препаратах, предотвращающих отторжение.

«Это исследование показывает, что иммунную систему пациента можно подготовить к донорской почке посредством введения особых иммунных клеток донора перед выполнением операции по пересадке», — говорит доктор Томсон. «Эта технология может очень помочь в случае запланированного донорства почки от живых родственников, а однажды может быть принята к применению при пересадке органов от умерших доноров».

Для своего проекта исследовательская группа выделила так называемые дендритные клетки из крови макак-резусов, которые позже обеспечили донорские почки обезьянам-получателям. Известно, что дендритные клетки являются ключевыми регуляторами иммунной системы, либо активируя Т-клетки, борющиеся с чужеродным белком, либо подавляя их реакцию. Исследователи подвергли донорские дендритные клетки воздействию в лаборатории с целью предотвращения полного их созревания и обретения ими способности инициировать иммунную реакцию против чужеродных белков.

Важно знать: Трансплантация почки в клинике

Обработанные дендритные клетки, полученные от животных-доноров, были единовременно введены обезьянам-получателям за неделю до получения трансплантата почки. Еще одной группе обезьян трансплантат был пересажен без предварительного введения клеток, однако обеим группам был назначен один и тот же курс иммуносупрессорных препаратов, модифицированный для экспериментальных целей протокол, который, в конечном счете, приводит к отторжению донорского органа. Исследователи обнаружили, что среди животных, которые получали только препараты, отторжение донорского органа произошло примерно через 40 дней, тогда как у животных, которым предварительно были введены обработанные дендритные клетки, трансплантаты продержались около 113 дней. Модифицированные дендритные клетки посылали сигналы иммунной системе получателя о том, чтобы она не начинали атаку против донорского органа, как объясняет ведущий автор Мохамед Эззелераб, доктор медицины, научный сотрудник и адъюнкт-профессор Кафедры хирургии, Медицинская школа Университета Питсбурга.

«Результаты указывают на то, что мы добились регуляции иммунной системы без побочных эффектов дендритных клеток, но что еще лучше, обезьяны, прошедшие терапию этими клетками, были более здоровыми с клинической точки зрения», — говорит он. «Они сохранили более здоровый вес, у них было меньше белка в моче и меньше признаков повреждения почек, чем у обезьян в другой группе. В конце концов, все эти факторы сыграли роль в более длительной выживаемости органов в группе, получившей терапию дендритными клетками». В число соавторов работы вошли также другие исследователи из Института трансплантации им. Томаса Старзла, Кафедр хирургии, иммунологии, медицины и патологии Медицинской школы Университета Питсбурга. Финансирование проекта было осуществлено Национальными институтами здравоохранения (грант AI051698).

Источник: sciencedaily.com