8 августа 2012

Противораковый препарат поможет сделать ВИЧ более видимым

Медицинские препараты могут устранить все признаки наличия ВИЧ в крови, однако сам вирус, вызывающий СПИД, никогда не исчезает из крови навсегда. Он прячется в организме, ожидая подходящего момента. Теперь же ученые сообщают, что им, возможно, удалось использовать противораковый препарат так, чтобы сделать клетки, зараженные вирусом, видимыми, что дает шанс на их уничтожение. Пока рано судить, поможет ли данный подход избавиться от вируса навсегда. Оптимистические прогнозы ученых, которые бесконечно долго находятся в поиске лекарства от СПИДа, могут подпортить побочные эффекты или иные медицинские обстоятельства.

По словам автора исследования доктора Дэвида Марголиса, профессора медицины в университете Северной Каролины в г. Чапел-Хилл, начальные результаты являются многообещающими. «Мы хотели показать, что в наших силах сделать так, чтобы вирус проявился, — говорит он. – Это не означает, что мы изобрели лекарство от СПИДа, которое можно начать применять, начиная с завтрашнего дня. Это всего лишь первый шаг в достижении цели».

Проблемой является способность вируса прятаться в организме. Ученые подозревают, что вирус использует определенные типы иммунных клеток — которые «помнят», как бороться с определенным бактериями, — и проникают в них. Именно поэтому лекарственные препараты и сама иммунная система не могут обнаружить и уничтожить вирус, а также предотвратить его размножение. Вирус может покинуть иммунные клетки, если препараты против СПИДа оказываются неэффективными, либо пациенты прекращают их принимать. Это означает, что в настоящее время ВИЧ неизлечим.

В ходе нового исследования специалисты дали восьми пациентам с ВИЧ одну дозу химического вещества против рака кожи под названием вориностат («Золинза»). Оно сделало вирус более видимым. Ни один из пациентов не пожаловался на побочные эффекты, но необходимо помнить, что они приняли всего лишь по одной дозе. Производитель препарата предупреждает раковых пациентов о серьезных побочных эффектах, включая обезвоживание, образование тромбов (в редких случаях), низкий уровень красных кровяных телец и высокий уровень сахара в крови.

Что касается лечения СПИДа, то следующим шагом необходимо определиться с дозой противоракового препарата и выявить, способны ли препараты или иммунная система убить вирус, если он станет более видимым. «Мы пока не знаем, как использовать данный препарат, — каждый день на протяжении недель или месяцев, — говорит автор исследования Марголис. – Возможно, применять его следует на протяжении нескольких дней, а затем сделать перерыв и так далее до тех пор, пока мы не достигнем цели».

«Остается открытым один важный вопрос, а именно, возможно ли полностью уничтожить все «запасы» вируса в организме», — говорит исследователь СПИДа Джозеф Кулкоски, доцент кафедры биологии в колледже Честнат-Хилл в Филадельфии. При этом, по его словам, можно будет уничтожить хотя бы их часть.

Другой исследователь СПИДа, Альберто Боск, ассистент профессора медицинской школы при университете Юты, хвалит исследование, однако предупреждает, что это всего лишь начало борьбы по уничтожению ВИЧ, и по-прежнему вопросов больше, чем ответов.

Исследование было опубликовано в выпуске журнала «Nature» («Природа») от 26 июля.

Источник: medicinenet.com