20 октября 2023

Образ жизни способный снизить депрессию

Исследование Британского биобанка, в котором приняли участие почти 290 000 человек, показывает, что здоровый образ жизни, особенно качественный сон, существенно снижает риск депрессии. Факторы образа жизни затмевают генетическую предрасположенность, влияя на депрессию, подчеркивая ценность общего благополучия для психического здоровья.

Новые результаты показывают, что поддержание здорового образа жизни, включающего умеренное употребление алкоголя, здоровое питание, регулярную физическую активность, здоровый сон и частые социальные связи, а также отказ от курения и чрезмерного бездействия, может снизить риск депрессии.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Nature Mental Health, международная группа исследователей, в том числе из Кембриджского университета и Фуданьского университета, изучила комбинацию факторов, включая факторы образа жизни, генетику, структуру мозга, а также нашу иммунную и метаболическую системы, чтобы выявить основные механизмы, которые могли бы объяснить эту связь.

По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно один из 20 взрослых страдает депрессией, и это состояние представляет собой значительное бремя для общественного здравоохранения во всем мире. Факторы, влияющие на возникновение депрессии, сложны и включают в себя сочетание биологических факторов и факторов образа жизни.

Источник данных и ключевые выводы

Чтобы лучше понять взаимосвязь между этими факторами и депрессией, исследователи обратились к Британскому биобанку, биомедицинской базе данных и исследовательскому ресурсу, содержащему анонимную генетическую информацию, информацию об образе жизни и здоровье участников.

Изучив данные почти 290 000 человек, из которых 13 000 страдали депрессией, за девятилетний период, команда смогла выявить семь факторов здорового образа жизни, связанных с более низким риском депрессии.

Это были:

• умеренное употребление алкоголя;
  • здоровая диета;
  • регулярная физическая активность;
  • здоровый сон;
  • никогда не курю;
  • мало- и умеренно сидячий образ жизни;
  • частые социальные связи.

Из всех этих факторов наибольший эффект имел хороший ночной сон – от семи до девяти часов в сутки – он снизил риск депрессии, включая единичные депрессивные эпизоды и резистентную к лечению депрессию, на 22%.

Частые социальные связи, которые в целом снижали риск депрессии на 18%, были наиболее защитными от рекуррентного депрессивного расстройства.

Умеренное употребление алкоголя снизило риск депрессии на 11%, здоровое питание — на 6%, регулярная физическая активность — на 14%, отказ от курения — на 20% и малоподвижный образ жизни — на 13%.

В зависимости от количества факторов здорового образа жизни, которых придерживался человек, его относили к одной из трех групп: неблагоприятный, промежуточный и благоприятный образ жизни. У людей из промежуточной группы вероятность развития депрессии была примерно на 41% ниже по сравнению с теми, кто вел неблагоприятный образ жизни, тогда как у людей из группы с благоприятным образом жизни вероятность развития депрессии была на 57% ниже.

Генетика против образа жизни

Затем команда исследовала ДНК участников, присвоив каждому балл генетического риска. Этот показатель был основан на количестве генетических вариантов человека, которые имеют известную связь с риском депрессии. У людей с самым низким показателем генетического риска вероятность развития депрессии на 25% ниже, чем у людей с самым высоким показателем – гораздо меньшее влияние, чем образ жизни.

У людей с высоким, средним и низким генетическим риском депрессии команда также обнаружила, что здоровый образ жизни может снизить риск депрессии. Это исследование подчеркивает важность здорового образа жизни для предотвращения депрессии, независимо от генетического риска человека.

Профессор Барбара Саакян с кафедры психиатрии Кембриджского университета сказала: «Хотя наша ДНК – генетическая рука, с которой мы столкнулись – может увеличить риск депрессии, мы показали, что здоровый образ жизни потенциально более важен.

«Некоторые из этих факторов образа жизни — это вещи, которые мы в некоторой степени контролируем, поэтому попытка найти способы их улучшить — например, хорошо выспаться ночью и повидаться с друзьями — может иметь реальное значение для людей в жизни.»

Понимание основных механизмов

Чтобы понять, почему здоровый образ жизни может снизить риск депрессии, команда изучила ряд других факторов.

Прежде всего, они изучили МРТ-сканы мозга чуть менее 33 000 участников и обнаружили ряд областей мозга, больший объем которых – больше нейронов и связей – связан со здоровым образом жизни. К ним относятся паллидум, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп.

Затем команда искала в крови маркеры, указывающие на проблемы с иммунной системой или обменом веществ (то, как мы перерабатываем пищу и производим энергию). Среди тех маркеров, которые, как выяснилось, связаны с образом жизни, были С-реактивный белок, молекула, вырабатываемая в организме в ответ на стресс, и триглицериды, одна из основных форм жира, которую организм использует для хранения энергии на будущее.

Понимание основных механизмов

Эти связи подтверждаются рядом предыдущих исследований. Например, воздействие стресса в жизни может повлиять на то, насколько хорошо мы можем регулировать уровень сахара в крови, что может привести к ухудшению иммунной функции и ускорить возрастное повреждение клеток и молекул в организме. Плохая физическая активность и недостаток сна могут повредить способности организма реагировать на стресс. Было обнаружено, что одиночество и отсутствие социальной поддержки увеличивают риск заражения и увеличивают маркеры иммунодефицита.

Команда обнаружила, что путь от образа жизни к иммунным и метаболическим функциям был наиболее важным. Другими словами, плохой образ жизни влияет на нашу иммунную систему и обмен веществ, что, в свою очередь, увеличивает риск депрессии.

Доктор Кристель Лэнгли, также сотрудница факультета психиатрии Кембриджского университета, сказала: «Мы привыкли думать, что здоровый образ жизни важен для нашего физического здоровья, но он не менее важен для нашего психического здоровья. Это полезно для здоровья нашего мозга и когнитивных функций, а также косвенно, способствуя укреплению здоровья иммунной системы и улучшению обмена веществ».

Профессор Цзяньфэн Фэн из Фуданьского и Уорикского университетов добавил: «Мы знаем, что депрессия может начаться уже в подростковом или молодом возрасте, поэтому обучение молодых людей важности здорового образа жизни и его влиянию на психическое здоровье должно начинаться в школах».

Это исследование было поддержано грантами таких организаций, как Национальный фонд естественных наук Китая и Министерство науки Китая.

Источник