7 января 2023

Новое оружие против устойчивых к антибиотикам бактерий

Klebsiella pneumoniae

Klebsiella pneumoniae — это тип бактерий, которые могут вызывать серьезные инфекции дыхательных путей, мочевыводящих путей и других частей тела. Это частая причина внутрибольничных инфекций, особенно опасная для людей с ослабленной иммунной системой. Klebsiella pneumoniae устойчива ко многим антибиотикам, что затрудняет ее лечение.

Исследователи UNIGE обнаружили, что лекарство, обычно используемое для лечения герпеса, может бороться с устойчивой к антибиотикам бактерией, нарушая ее защитные механизмы.

• Устойчивость к антибиотикам, или способность бактерий вырабатывать устойчивость к лечению антибиотиками, стала серьезной проблемой для глобального здравоохранения.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает его одной из самых серьезных угроз для здоровья.
  • Чрезмерное использование антибиотиков способствовало появлению устойчивых к антибиотикам бактерий, которые могут вызывать серьезные заболевания и смерть.
  • Одним из примеров устойчивого к антибиотикам патогена является Klebsiella pneumoniae, бактерия, обычно встречающаяся в больницах и известная своей вирулентностью.
  • Без эффективных вариантов лечения мы могли бы увидеть возрождение таких заболеваний, как пневмония и сальмонеллез, которые когда-то легко лечили антибиотиками.

Исследователи из Женевского университета (UNIGE) обнаружили, что эдоксудин, молекула против герпеса, разработанная в 1960-х годах, может разрушать защитную поверхность бактерий клебсиеллы и делать их более уязвимыми для уничтожения иммунными клетками. Выводы исследователей были недавно опубликованы в журнале PLOS ONE.

Klebsiella pneumoniae вызывает множество инфекций дыхательных путей, кишечника и мочевыводящих путей. Из-за устойчивости к большинству распространенных антибиотиков и высокой вирулентности некоторые из его штаммов могут быть смертельными для 40-50% инфицированных людей. Существует острая необходимость в разработке новых терапевтических молекул для борьбы с ним.

Новое оружие против устойчивых к антибиотикам бактерий

«С 1930-х годов медицина полагалась на антибиотики для избавления от патогенных бактерий», — объясняет Пьер Коссон, профессор кафедры клеточной физиологии и метаболизма медицинского факультета UNIGE, который руководил этим исследованием. «Но возможны и другие подходы, среди которых попытки ослабить защитную систему бактерий, чтобы они больше не могли ускользнуть от иммунной системы. Этот путь кажется тем более многообещающим, поскольку вирулентность Klebsiella pneumoniae во многом связана с ее способностью уклоняться от атак иммунных клеток».

Амеба как модель

Чтобы определить, были ли бактерии ослаблены, ученые UNIGE использовали экспериментальную модель с удивительными характеристиками: амебу Dictyostelium. Этот одноклеточный организм питается бактериями, захватывая и проглатывая их, используя те же механизмы, которые иммунные клетки используют для уничтожения патогенов. «Мы генетически модифицировали эту амебу, чтобы она могла сказать нам, были ли бактерии, с которыми она столкнулась, вирулентными или нет. Эта очень простая система позволила нам протестировать тысячи молекул и определить те из них, которые снижают вирулентность бактерий», — объясняет Пьер Коссон.

Ослабление бактерий без их уничтожения

Разработка лекарства — долгий и дорогостоящий процесс, не дающий гарантии результата. Поэтому ученые UNIGE выбрали более быструю и безопасную стратегию: обзор существующих препаратов для определения возможных новых терапевтических показаний.

Исследовательская группа оценила влияние на Klebsiella pneumoniae сотен уже имеющихся на рынке препаратов с широким спектром терапевтических показаний. Особенно многообещающим оказался препарат эдоксудин, разработанный для борьбы с герпесом.

«Изменяя поверхностный слой, защищающий бактерии от внешней среды, этот фармакологический продукт делает их уязвимыми. В отличие от антибиотика, эдоксудин не убивает бактерии, что ограничивает риск развития резистентности, что является основным преимуществом такой антивирулентной стратегии», — говорит исследователь.

Хотя эффективность такого лечения у человека еще не подтверждена, результаты этого исследования обнадеживают: эдокудин действует даже на самые вирулентные штаммы Klebsiella pneumoniae, причем в более низких концентрациях, чем те, которые назначают для лечения герпеса. «Достаточное ослабление бактерий, не убивая их, — это тонкая стратегия, но она может оказаться выигрышной в краткосрочной и долгосрочной перспективе», — заключает Пьер Коссон.

Источник