27 февраля 2014

Как работают кишечные бактерии

Мы все знаем о пользе пищевых волокон для здоровья, но как эти волокна усваиваются? Медицинская школа Университета штата Мичиган и лаборатория структурной биологии Университета Йорка и другие научные учреждения Канады и Швеции провели исследование того, как кишечные бактерии усваивают сложные углеводы, содержащиеся в овощах и фруктах.

Триллионы бактерий населяют кишечник человека, их примерно в десять раз больше, чем других клеток организма человека. Известные как "микрофлора кишечника", эти бактерии играют жизненно важную роль в здоровье человека, они также участвуют в метаболизме. Исследовательская группа обнаружила, что группа кишечных бактерий Bacteroidetes, переваривают сложные сахара ксилоглюканы. Они составляют до 25 % от всего веса фруктов и овощей, и содержатся в салате, луке, баклажанах и помидорах.

В недавнем выпуске Nature, исследователи сообщили о существовании конкретной последовательности гена, которая позволяет Bacteroidetes осуществлять эту функцию. Исследование показало, что согласно данным общественного исследования генома, в котором участвовало 250 взрослых людей, у около 92 % населения имеются бактерии с такой вариацией последовательности гена.

Понимание того, как эти бактерии переваривают сложные углеводы, затрагивает широкий круг вопросов относительно питательных веществ.

К таким веществам относятся пробиотики (потребление "полезных" микроорганизмов в качестве пищевой добавки) и пребиотики (потребление продуктов или добавок, предназначенных для стимулирования производства здоровых бактерий в кишечнике). «Давно известно, что симбиотические бактерии кишечника обладают широкими возможностями, которые позволяют переваривать пищевые волокна. Однако точные детали этого процесса были неизученными», — говорит автор исследования Эрик Мартенс, доктор наук, доцент кафедры микробиологии и иммунологии Медицинского Института U-M.

Крупномасштабное секвенирование генома в рамках проекта по изучению микробиома человека было сосредоточено на микроорганизмах, населяющих кишечник человека. Но эти исследования смогли раскрыть только функции, которые уже были ранее экспериментально описаны, и многое все же осталось неясным.

«В данном исследовании мы применили эмпирический подход, чтобы расшифровать, как отдельно взятая модель кишечной бактерии перерабатывает один из типов волокон, который содержится в большинстве продуктов. Впоследствии полученные данные будут составлены в более обширную картину совместно с данными проекта по изучению микробиома человека. Этот пример синергии между отдельными подходами в конечном счете поможет нам увидеть общую картину», — говорит исследователь.

Для проведения детальных структурных и механистических исследований функционирования специфических ферментов, Мартенс работал в сотрудничестве с исследователями из Университета Британской Колумбии, Канады, Королевского технологического института, Швеции и лаборатории структурной биологии Йоркского университета. Эта работа пролила дополнительный свет на то, какие организмы могут, а какие не способны переварить определенные фрукты и овощи.

«Несмотря на наш разнообразный рацион, люди сами не могут переварить растительную пищу, за этот процесс отвечают наши кишечные бактерии. Данное исследование помогает нам понять науку этого процесса», — говорит профессор Гидеон Дэвис, который руководил исследованием в Йоркском университете. «Возможное применение данного открытия выходит за пределы области питания человека, и эти данные могут применяться в промышленности и коммерции. Изучение того, как ферменты расщепляют растительную пищу имеет прямое отношение к разработке экологически чистого биотоплива», — утверждают ученые.

Источник: sciencedaily.com