19 сентября 2013

Найден новый генетический ключ к анорексии

Самое крупное исследование нервно-психической анорексии, основанное на ДНК-секвенировании, связало это расстройство пищевого поведения с вариантами в гене, кодирующем фермент, который регулирует метаболизм холестерина. Полученные данные говорят о том, что анорексия частично может быть результатом нарушения нормальной переработки холестерина, которое изменяет настроение и пищевое поведение.

«Эти результаты указывают на новый курс, о взятии которого еще никто не думал», — говорит Николас Дж. Шорк, профессор из Исследовательского института им. Эллен Скриппс (TSRI). Шорк являлся главным испытателем этого мультицентрового исследования, опубликовано которое было недавно в онлайн версии журнала Molecular Psychiatry.

Анорексия поражает до 1% женщин, и смертность при анорексии составляет по приблизительным оценкам более 10%, что делает ее, вероятно, самым смертельным психиатрическим заболеванием.

Люди, страдающие анорексией, очень сильно ограничивают себя в еде и становятся истощенными, считая себя при этом толстыми. Они склонны к перфекционизму, беспокойству и депрессии, и часто бывают одержимы навязчивыми идеями, как говорит Уолтер Кэйи, соавтор исследования, профессор Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего и главный испытатель Фонда генетических исследований нервно-психической анорексии (The Price Foundation Genetic Studies of Anorexia Nervosa).

Каким образом это расстройство развивается до сих пор точно не известно. Анорексия поражает преимущественно девушек и молодых женщин (гендерное соотношение по некоторым оценкам составляет почти 10:1), и, по всей видимости, отчасти развивается под влиянием культурных факторов, стресса, периода полового созревания и социальных сетей. Однако исследования близнецов говорят о том, что наибольшее влияние оказывают генетические факторы.

Было большой загадкой, каковы же эти генетические факторы. Генные исследования анорексии позволили до настоящего времени получить совсем небольшое количество воспроизводимых результатов. Исследователи подозревают в содействии развитию этого расстройства многие гены, и, таким образом, только крупные исследования будут иметь статистическую мощность, и позволят установить эти особенные генетические источники влияния.

Для осуществления своего проекта – самого крупного исследования анорексии, основанного на секвенировании – Шорк собрал международную группу ученых, представляющих более двух десятков исследовательских учреждений. В число многочисленных соавторов вошли: первый автор Эшли Скотт-Ван Зиланд, сотрудница Исследовательского института им. Эллен Скриппс и госпиталя Scripps Health в Ла-Хойе, штат Калифорния; Кэйи и Пейан Бетти Ши из Калифорнийского университета в Сан-Диего; Эндрю Берген из Стенфордского исследовательского института в Менло-Парке, штат Калифорния; Ваде Беретини из Университета Пенсильвании; и Пьер Магистрети из Федеральной политехнической школы Лозанны. В ходе исследования были изучены генетические данные более чем 1200 пациентов с анорексией и почти 2000 пациентов без анорексии, составивших контрольную группу. Для исследования на 334 участниках, приведшего к первоначальному открытию, исследователи каталогизировали варианты большой группы генов, которые уже были связаны с пищевым поведением или выделены в результате предыдущих исследований анорексии. Из более чем 150 генов-кандидатов только некоторые гены продемонстрировали статистические признаки связи с анорексией в этой выборке участников.

Одни из наиболее сильных признаков принадлежали гену EPHX2, кодирующему эпоксидгидролазу 2 – фермент, который, как известно, регулирует метаболизм холестерина. «Когда мы выяснили это, мы подумали, что, вероятно, обнаружили что-то очень важное, так как больше никто не описывал этот ген, как имеющий такую выраженную роль в развитии анорексии», — говорит Шорк.

Исследовательская группа провела несколько дублирующих исследований, рассматривая в каждом из них различные контрольные группы и группы пациентов с анорексией, и используя различные методы генетического анализа. Ученые продолжали обнаруживать свидетельства того, что определенные варианты EPHX2 встречаются более часто у людей с анорексией.

Чтобы разобраться в полученных данных, они изучили имеющиеся данные крупномасштабного, продолжительного исследования заболеваний сердца и установили, что подгруппа выделенных ими вариантов EPHX2 производит эффект, изменяющий нормальную взаимосвязь между увеличением веса и уровнями холестерина. «Мы думали, что в ходе дальнейших исследований данные о EPHX2 не подтвердятся, или окажутся менее убедительными, но продолжали находить доказательства тому, что этот ген играет роль в развитии анорексии», — говорит Шорк.

Пока еще не понятно, каким образом варианты EPHX2, приводящие к аномальному метаболизму холестерина способствуют развитию и сохранению анорексии.

Однако Шорк отмечает, что у людей с анорексией часто наблюдаются чрезвычайно высокие уровни холестерина в крови, несмотря на то, что они очень плохо питаются. Более того, в результате других исследований были выдвинуты предположения о том, что потеря веса, например у людей с депрессией, может приводить к повышению уровней холестерина. В тоже время, существуют доказательства того, что холестерин, базовый структурный элемент клеток, в частности в головном мозге, имеет положительную зависимость с настроением. Возможно, что некоторые люди, страдающие от анорексии по генетическим причинам, могут чувствовать улучшение настроения из-за повышенного уровня холестерина, благодаря неупотреблению пищи.

«Гипотеза заключается в том, что у некоторых страдающих анорексией людей нарушен нормальный метаболизм холестерина, что может влиять на их настроение, а также их способность выживать, несмотря на очень ограниченное количество калорий», — говорит Шорк.

Однако пока это только гипотеза, которая, как подчеркивает Шорк, должна быть изучена в ходе дальнейших исследований генетических связей, а также исследований биологических эффектов вариантов EPHX2.

Источник: sciencedaily.com