9 июля 2013

Между болезнью Крона и энтеровирусом установлена связь

Новое исследование показывает, что у всех исследованных детей с болезнью Крона, в кишечнике присутствовал широко распространенный вирус — энтеровирус. Эту связь при этом хроническом воспалительном кишечном расстройстве ранее не устанавливали. Данные опубликованы в последнем выпуске международного журнала «Клиническая и поступательная гастроэнтерология».

Эти данные должны быть подтверждены при проведении большого исследования, но они важны, поскольку эта связь никогда прежде не подчеркивалась. Она прокладывает путь к лучшему пониманию того, что может быть вовлечено в развитие заболевания, как говорит Алквин Вандерс, один из ученых-основателей исследования, проведенного в Университетском госпитале Упсалы и Университе Упсалы.

В Швеции у нескольких тысяч взрослых присутствует болезнь Крона, и каждый год приблизительно у 100 детей и подростков развивается данное расстройство.

Болезнь поражает различные части желудочно-кишечной системы и вызывает такие симптомы, как боли в желудке, понос, и потерю веса – а в тяжелых случаях свищи, или стриктуры (сужение) кишечника.

Причина возникновения болезни Крона не известна. Мутации в более чем 140 генах показали, чтобы они связаны с этим расстройством, но эта генетическая связь не является достаточным объяснением. Многие из этих генов играют ключевые роли в иммунной защите, что порождает теорию, что болезнь может быть вызвана снижением иммунной защиты против различных микроорганизмов. В этом случае, болезнь могла бы быть последствием взаимодействия между наследственностью и средой.

Недавнее исследование показало, что некоторые из генов, которые сильно связаны с этим нарушением, важны при иммунной защите против определенного типа вирусов, у которых присутствует их генетический материал в форме РНК, или так называемые РНК-вирусы. Используя это, как отправную точку, в Швеции была собрана комплексная команда исследователей для того чтобы изучить, какую роль в болезни играет этот тип вирусов.

Бригада исследователей включает педиатра Никласа Нистрома, патолога Алквина Вандерса, вирусологов Гана Фриска и Оскара Скога, молекулярного биолога Матса Нилсона, и генетика Ульфа Гилленстена из Университетского Госпиталя Упсалы и Университета Упсалы, наряду с клеточными биологами Джонасом Фуксом и Тове Бергом, а также педиатром Игаелем Финкелем из Института Каролинска в Стокгольме.

Этот уникальный состав, с дополнительной клинической и научной экспертизой, был чрезвычайно плодотворен для исследования. В данном исследовании ученые занялись изучением того, присутствовали ли РНК-вирусы у детей с болезнью Крона. В особенности они сосредоточились на распространенности энтеровирусов, группе РНК-вирусов, которые, как известно, поражают слизистую оболочку кишечника.

Результаты показали значительное наличие энтеровирусов в кишечнике всех детей с болезнью Крона, тогда как у контрольной группы не было никакого наличия, или только минимальное количество энтеровирусов в кишечнике. Подобные результаты были получены с использованием двух различных методов.

Энтеровирусы были обнаружены не только в слизистых оболочках кишечника, но также и в так называемых ганглиях нервных клеток, расположенных в более глубоких сегментах стенок кишечника.

Рецепторы для этой группы энтеровирусов были также найдены и в слизистых оболочках кишечника и в ганглиях нервных клеток, что может объяснить, как вирус может попасть в нервную систему кишечника. Другие интересные данные состоят в том, что энтеровирус, как можно было предположить, был отложен в нервных клетках кишечника и распространялся в различные части кишечника через нервные волокна. Это объясняло бы оба факта:

1. то, что болезнь является периодической (развивается и угасает),
  2. тот факт, что она часто поражает множественные сегменты кишечника.

Данное исследование включало девять детей с прогрессирующей болезнью Крона и пятнадцать детей с начальными симптомами болезни Крона. Исследование теперь хочет продолжить исследовать большие группы пациентов и большее количество людей в контрольной группе. Они также преследуют цель провести экспериментальное исследование, чтобы далее исследовать связь. Помимо прочих источников, исследование финансировалось Советом округа Упсалы, Шведским обществом медицинских исследований, Онкологическим фондом, Институтом Каролинска, и Шведским исследовательским советом.

Источник: sciencedaily.com