20 июня 2013

Восстановление головного мозга после инсульта

В соответствии с новым исследованием, проведенным на животных учеными больницы Генри Форда, конкретные микроРНК, или короткий набор последовательностей РНК (рибонуклеазы), естественно упакованных в крохотные (50 нм) липидные контейнеры экзосомы, выпускаемые стволовыми клетками после инсульта, способствуют неврологическому восстановлению.

Важная роль этих микроРНК, а именно передача из стволовых клеток к клеткам головного мозга через экзосомы для стимуляции функционального восстановления после инсульта была показана в ходе лабораторных экспериментов на крысах. Данное исследование представляет собой новый взгляд на то, как стволовые клетки влияют на поврежденную ткань, а также дает надежду на разработку новых методов лечения инсульта и неврологических заболеваний, основной причины продолжительной инвалидности взрослых людей. Данное исследование опубликовано в журнале Stem Cells.

Большинство жертв инсульта могут восстановить активность рук и других частей тела, почти у половины людей сохраняется бездействие одной стороны тела, в то время как значительное число больных навсегда остаются инвалидами. На данный момент лечения для улучшения или восстановления утраченной двигательной функции пациентов с инсультом не существует, в основном из-за того, что неизвестно, как мозг и нервы восстанавливаются.

«Данное исследование, возможно, разрешило одну из этих загадок, показав, какую роль играют определенные стволовые клетки в способности мозга к самовосстановлению в разной степени после инсульта или других травм», — говорит автор исследования Майкл Чопп, доктор наук, научный руководитель Неврологического института Генри Форда и вице-председатель кафедры неврологии в больнице Генри Форда. Исследователи отметили, что Комитет по содержанию и использованию лабораторных животных Генри Форда одобрил все экспериментальные процедуры, проведенные в ходе исследования.

В начале эксперимента исследователи выделили мезенхимальные стволовые клетки (МСК) из костного мозга лабораторных крыс. Эти МСК были генетически изменены, для выпуска экзосом, содержащих специфические молекулы микроРНК. Затем МСК становились своего рода «фабриками» по производству экзосом, содержащих микроРНК. Эти микроРНК действовали как переключатели, которые регулируют биологические функции. Новое исследование впервые показало, что микроРНК miR-133b, переносимая экзосомами, способствует функциональному восстановлению после инсульта.

Исследователи генетически увеличивали или уменьшали количество микроРНК-133b в МСК и, соответственно, вводили их крысам. Когда эти МСК вводились в кровоток через 24 часа после инсульта, они попадали в головной мозг и высвобождали экзосомы. Когда экзосомы обогащались miR-133b, они усиливали неврологическое восстановление, а когда экзосомы были лишены miR-133b, неврологическое восстановление было существенно ниже. Инсульт был индуцирован под анестезией путем введения нейлоновых нитей в сонную артерию для закупорки основной артерии головного мозга, центральной мозговой артерии. Затем животным вводились МСК через 24 часа после инсульта, и измерялось неврологическое восстановление.

Для измерения неврологического восстановления, крысы проходили два типа поведенческих тестов для определения нормальной функции передних ног и лап, чтобы увидеть, насколько хорошо они могли идти вперед по неровной сетке, и испытание на удаление клейкой ленты, оно измеряло сколько времени потребовалось крысам, чтобы они смогли удалить кусок ленты, приклеенный к передним лапам.

Затем исследователи разделили недееспособных крыс на несколько групп, и каждой группе вводили солевой раствор в конкретной дозировке, МСК и МСК с увеличенной или уменьшенной дозой miR-133b, соответственно. Два поведенческих теста проводились на третий, седьмой и 14 день после лечения. Данные показали, что экзосомы, обогащенные miR-133b в значительной степени способствовали неврологическому восстановлению и повышению аксональной пластичности, а экзосомам с низким содержанием miR-133b не удалось усилить неврологическое восстановление.

Результаты исследования дают надежду на новые методы восстановления неврологических функций и улучшения качества жизни, как для жертв инсульта, так и для людей с нейронными травмами, такими как черепно-мозговая травма и повреждение спинного мозга.

Источник: sciencedaily.com