12 июня 2013

Возможно ли репрограммирование ядер клеток?

Исследователи все еще захвачены идеей репрограммирования клеток любой ткани, превращающего их в клетки, обладающие способностью к дифференциации в клетки совершенного другого типа – плюрипотентные клетки. Они по-прежнему пытаются понять, как это происходит. Группа ученых из Испанского национального центра по исследованию рака (CNIO), возглавляемая исследователем Ральфом П. Шнайдером из Telomeres and Telomerase Group под руководством Марии Бласко, публикует на этой неделе в журнале Nature Communications статью об обнаружении нового гена, названного TRF1, который важен для репрограммирования ядер клеток.

Также известно, что TRF1 необходим для защиты теломер, концевых участков хромосом. Имеющиеся свидетельства говорят о том, что длина теломер и плюрипотентность – способность клетки к дифференциации в различные типы клеток – связаны между собой. Плюрипотентные клетки, например, имеют очень длинные теломеры (это предыдущее открытие ученых CNIO). Однако до настоящего момента не было найдено ни одного защитного белка, ассоциированного с теломерами, который был бы важен для плюрипотентности.

Чтобы изучить взаимосвязь между теломерами и плюрипотентностью, исследователи вывели мышь-«передатчицу»: связали вместе ген TRF1 и ген, кодирующий зеленый флуоресцентный белок, и создали поколение мышей, являющихся носителями этого нового генетического багажа. У этих животных зеленый флуоресцентный белок действовал как метка, показывающая экспрессию TRF1.

Они обнаружили, что TRF1 – это отличный маркер стволовых клеток, как в случае со взрослыми стволовыми клетками – теми, что находятся в тканях и различных органах – так и в случае с эмбриональными стволовыми клетками. Это верно и в отношении «индуцированных плюрипотентных стволовых клеток» (иПС клеток), которые представляют собой плюрипотентные клетки, полученные из искусственно репрограммированных специализированных клеток.

Что касается тканей, авторы пишут: «TRF1 отличают взрослые стволовые клетки и являются неотъемлемой частью их функционирования». Открытие полезно как для идентификации, так и для выделения популяций стволовых клеток в тканях, т.е. – для развития регенеративной медицины. Клетки, в которых экспрессируется TRF1, также являются наиболее плюрипотентными.

В иПС клетках происходит то же самое. Авторы объясняют: «Экспрессия TRF1 – это индикатор плюрипотентности. Те иПС клетки, в которых уровни экспрессии TRF1 наиболее высоки, также являются наиболее плюрипотентными. Более того, мы продемонстрировали, что TRF1 необходим для индуцирования и поддержания плюрипотентности, так как он подавляет инициирование ответа на повреждение ДНК и апоптоза (клеточной смерти)».

Источник: sciencedaily.com