11 июня 2013

Цитомегаловирус ускоряет прогрессирование агрессивной формы рака головного мозга

Вирус, который заражает, но который обычно остается в организме бездействующим, может ускорить прогрессирование агрессивной формы рака головного мозга, когда в опухолевых клетках отключены специфические гены – так указывает новое исследование. Изучение животных учеными во Всестороннем центре изучения рака – онкогоспитале Артура Г. Джеймса при государственном университете Огайо и Исследовательском институте Ричарда Дж. Солоува (OSUCCC — Джеймс) и в Институте рака Даны Фарбер указывают, что цитомегаловирус (ЦМВ) мог бы значительно ускорить развитие и прогрессирование глиобластомы, смертельной формы рака головного мозга.

Вирус отдельно сам по себе не вызывает рак, указывает исследование, но он может влиять на развитие опухоли, когда изменения встречаются при «затихании» в опухолевых клетках двух генов, названных p53 и Nf1. Эти гены — защитные гены «супрессора опухоли», которые обычно заставляют клетки погибать раньше, прежде чем они станут злокачественными. Но связанные с раком изменения могут заставить их замолчать, позволяя злокачественным клеткам выжить, размножиться и формировать опухоли.

Данные опубликованы в журнале «Исследования рака». Приблизительно 50 — 80 процентов населения заражаются ЦМВ в возрасте 40 лет. Вирус передается при контакте с зараженной слюной и другими жидкостями организма, а также через половой контакт. Большинство людей заражается в ранний период жизни, и затем вирус долгое время остается скрытым.

«ЦМВ был обнаружен при многих типах рака, указывая, что он может быть реактивирован, когда в организме наблюдается рак», — говорит cоавтор-корреспондент и исследователь д-р Чанг-Хьюк Квон, доцент хирургической неврологии из OSUCCC — Джеймса и Дарджинджеровского центра нейроонкологии и неврологии.

Исследователи также узнали, что ЦМВ стимулирует пролиферацию опухолевых клеток, активизируя биохимический клеточный путь под названием STAT3. В здоровых клетках STAT3 играет важную роль в контролировании пролиферации клеток.

«Наши данные указывают, что ЦМВ способствует росту глиобластомы, когда распространяются уже видоизмененные раковые клетки, используя при этом STAT3-сигнальный путь», — говорит Квон. «Мы полагаем, что действие ЦМВ наблюдается в опухолевых клетках достаточно рано — при инициировании опухоли».

«Данные вызывают вопросы о том, как изучается рак», — говорит cоавтор-корреспондент д-р Э. Антонио Чайокка, глава отделения нейрохирургии госпиталя Бриэма и женского госпиталя и директор по хирургии Центра нейроонкологии при Институте рака «Dana-Farber» в Бостоне.

«Сначала, мы обычно исследуем рак в тех моделях, которые являются безвирусными, но наши данные указывают, что ЦМВ мог бы играть значительную роль при раке человеческого организма», — говорит он.

«Во-вторых, применение антивирусной терапии при ЦМВ могло бы теперь быть оправдано при раке в организме человека, и иммунный ответ к такому онкомодулирующему вирусу должен быть тщательно исследован», — говорит Чайокка.

Квон, Чайокка и их коллеги провели исследование, используя две мышиные модели, зараженные мышиным ЦМВ (MЦМВ). У одной модели глиобластома проявилась спонтанно; другие получили имплантаты человеческих глиобластомных клеток.

Ключевые технические данные изложены следующим образом:

• у MЦМВ-зараженных мышей с генетическими мутациями в p53 и NF1 в клетках головного мозга, которые предрасполагали их к самопроизвольной глиобластоме, была более короткая выживаемость, чем у неинфицированных MЦМВ мышей с теми же самыми мутациями;
  • имплантация человеческих глиом в головной мозг животных зараженных MЦМВ, значительно сократила их выживаемость по сравнению с контрольными группами;
  • инфицирование MЦМВ увеличило уровни активизированного STAT3 в невральных стволовых клетках, клетках, в которых, как полагают, зарождается глиобластома;
  • человеческий ЦМВ увеличил активацию STAT3 и пролиферацию полученных реципиентом глиобластомных клеток; ингибитор STAT3 полностью изменил этот эффект на моделях животных и клеточной модели.

Источник: sciencedaily.com