10 июня 2013

Излишек соли в организме накапливается в коже

Пришло время расширить понимание модели регуляции кровяного давления, по мнению клинического фармаколога Йенса Титце. Доктор Титце и его коллеги определили новый состав клеток и молекул, функционирующих в коже, которые контролируют баланс натрия и кровяное давление. «Исследования гипертонии традиционно фокусируются на почках, кровеносных сосудах и головном мозге», — сказал Титце, адъюнкт-профессор медицины в Университете Вандербильта, — «Но, несмотря на значительные усилия исследователей, в более чем 90 процентах случаев мы не можем понять, почему у пациентов повышается кровяное давление. Поэтому исследователи хотят найти другой подход».

В серии исследований, Титце и его коллеги обнаружили доказательства того, что другой орган, а именно кожа, имеет важное значение для регуляции артериального давления. Они обнаружили, что организм сохраняет натрий в коже и, что клетки иммунной системы и лимфатических капилляров (сосудов лимфатической системы) регулируют баланс натрия и кровяное давление. Но их исследование вызвало массу споров.

«У меня было впечатление, что не многие ученые и врачи действительно поверили в это, или даже пренебрегли информацией, может потому, что эта область исследований сильно отличается от общепринятой точки зрения», — сказал Титце. В выводах, опубликованных 3 июня в журнале the Journal of Clinical Investigation, исследователи на мышах при помощи генетических и молекулярных подходов продемонстрировали, что солевой обмен в коже важен для системного контроля артериального давления.

Мышей кормили пищей с высоким содержанием соли, большое количество натрия накапливалось в коже. Клетки иммунной системы (система мононуклеарных фагоцитов СМФ) обнаруживают накопления натрия и активируют белок TONEBP. Этот белок увеличивает экспрессию фактора роста VEGFC в клетках иммунной системы, которая выстраивает кожные лимфатические сосуды, и повышает клиренс натрия и хлора.

Данное исследование показывает, что устранение гена TONEBP в клетках СМФ препятствует ответу VEGFC на высокое содержание соли и повышенное кровяное давление. Кроме того, блокирование передачи сигналов через рецептор лимфатических сосудов VEGFC ингибирует изменения в плотности лимфатических сосудов и приводит к солечувствительной гипертонии.

Эти данные подтверждают гипотезу о том, что иммунная и лимфатическая системы в коже работают совместно для регуляции состава электролитов (натрий, хлор) и кровяного давления. «Дефекты этой системе могут быть связаны с солечувствительной гипертонией», — говорит Титце.

Изучая клиническую значимость содержания натрия в организме людей, исследователи провели процедуру специальной магнитно-резонансной томографии (МРТ) для обнаружения натрия. Ранее в этом году они уже сообщали, что натрий хранится в мышцах и коже человека, и, что содержание натрия увеличивается с возрастом и ассоциируется с гипертонией.

Дальнейшим шагом будет исследование значение натрия, например, влияет ли он на риск возникновения у человека сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые за пять лет планируют исследовать 2000 особей, измерения содержания натрия в тканях будут проводиться два раза в год. Исследователи оценят, повышен ли риск развития инфарктов, инсультов или других болезней сердца у лиц с повышенным содержанием натрия в тканях.

«Если повышенное содержание натрия – это нарушение, то мы должны сосредоточиться на том, как предотвратить накапливание соли, или как вывести ее из тканей. Возможно, есть дополнительная категория иммунной функции — гомеостатическая иммунная функция, которая обеспечивает нормальный уровень электролитов или метаболитов и она также важна, как защита организма от патогенов управляемая иммунными клетками», — сказал Титце.

Исследователи также будут изучать вопрос о том повлияет ли изменение образа жизни или медицинские процедуры на содержание натрия и кровяное давление. Они будут продолжать изучать иммунную и лимфатическую системы регуляции в коже и других органах и системах. Титце сказал, что их результаты показали, что клетки иммунной системы функционируют как физиологические регуляторы метаболизма.

Источник: sciencedaily.com