24 мая 2013

Способность женщин к репродукции связана со статусом иммунной системы

Новое исследование показывает, что репродуктивная функция женщин может быть связана с их иммунным статусом. Предыдущие исследования показывали наличие подобной ассоциации у мужчин, но не у женщин. Исследование было опубликовано в The American Journal of Human Biology.

Как говорит Кэтрин Клэнси, профессор антропологии из Университета штата Иллинойс, которая руководила исследованием, энергетические ресурсы человека должны тщательно распределяться. Первостепенная задача организма – это поддержание своего существования. Эта задача, по ее словам, включает в себя подзадачи, относящиеся, по сути, к выживанию, в их числе и функционирование иммунной системы. Неизрасходованная энергия направляется на репродукцию. Между направлением ресурсов на поддержание существования и усилиями по воспроизведению существует баланс, а стресс-факторы окружающей среды могут уменьшать доступные ресурсы, как говорит Клэнси, являющаяся также соруководителем Лаборатории эволюционной эндокринологии в Иллинойсе.

В исследовании участвовала группа здоровых, не достигших менопаузы польских женщин из сельской местности, которые занимались деятельностью, связанной с традиционным земледелием. Исследователи изучали образцы мочи и слюны женщин во время сезона урожая, когда физическая активность находится на пике. Физическая работа подобного рода ограничивает количество доступных энергетических ресурсов. В предыдущих исследованиях, самые высокие уровни супрессии яичников наблюдались во время сезона урожая.

Исследователи ежедневно измеряли уровни гормонов яичников в слюне в течение одного менструального цикла. Они также тестировали образцы мочи на уровень C-реактивного белка – широко используемого маркера воспаления.

«В зависимости от других факторов, исследуемых вместе с ним, C-реактивный белок может сказать о функционировании иммунной системы или о физиологическом стрессе, так как C-реактивный белок коррелировал с обоими этими аспектами в других группах людей», — говорит Клэнси.

Исследователи отметили обратную зависимость между C-реактивным белком и прогестероном у польских женщин: у женщин с высоким уровнем C-реактивного белка был низкий уровень прогестерона. Далее исследователи обнаружили, что эстрадиол и возраст первой менструации являлись серьезными прогностическими факторами уровней C-реактивного белка.

Клэнси отмечает, что пока еще слишком рано говорить, указывают ли эти корреляционные взаимоотношения на причинную взаимосвязь, в которой воспаление подавляет гормоны яичников. Однако она считает, что существует две гипотезы, объясняющие такие результаты.

«Одна из них заключается в существовании внутреннего механизма, и локальное воспаление, связанное с ним приводит к повышенным уровням C-реактивного белка, и это – то, что коррелирует с пониженным уровнем прогестерона», — говорит она. «Другая основана на том, что возможно есть внешний стрессор – вроде физиологического стресса или иммунного стресса – который приводит к распределению энергии в пользу поддержания существования, что в свою очередь подавляет гормоны яичников». Клэнси считает, что ее исследование поможет женщинам «лучше понять свое тело».

«С антропологической точки зрения эти взаимоувязки очень важны, так как они способствуют нашему пониманию распределения по времени различных жизненных событий: почему период полового созревания начинается тогда, когда он начинается, почему воспроизведение происходит тогда, когда оно происходит, и почему между рождением детей такой перерыв, какой есть?» — говорит Клэнси. «Очень интересно наблюдать за взаимодействием между намерениями человека относительно того, когда и как заводить детей, и мнением его собственного организма по поводу того, направлять ресурсы на репродукцию или нет».

sciencedaily.com