29 апреля 2013

Геномное исследование: новые стратегии для понимания и лечения легочного фиброза

Новое общегеномное исследование ассоциаций с участием более 6 000 человек позволило идентифицировать новые генетические области, связанные с фиброзом легких. В ходе этого исследования, опубликовано которое было онлайн 14 апреля 2013 года в журнале Nature Genetics, ученые из Еврейского национального института здравоохранения, Колорадского университета и некоторых других учреждений, обнаружили ряд генов, связанных с иммунной защитой организма, межклеточной адгезией и репарацией ДНК, предоставляя важную информацию о возможных механизмах, лежащих в основе этого неизлечимого в настоящее время заболевания.

«Это исследование дает нам несколько новых мишеней для исследований легочного фиброза», — говорит Дэвид Шварц, доктор медицины, старший автор работы, профессор медицины в Еврейском национальном институте здравоохранения и заведующий кафедрой медицины в Медицинской школе Колорадского университета. «Мы считаем, что существует несколько относительно распространенных генетических факторов риска, которые сочетаясь с повторяющимися повреждениями легких, вызывают это губительное легочное заболевание».

Фиброз легких – это потенциально смертельное рубцевание ткани легких. Хотя есть определенное количество известных факторов, благоприятствующих его развитию, причина в большинстве случаев неизвестна. В виду отсутствия одобренного метода лечения, пациенты с наиболее распространенной формой этого заболевания, идиопатическим легочным фиброзом, живут в среднем 2-3 года после постановки диагноза.

«Легочный фиброз сопротивлялся нашим попыткам найти действительно эффективный метод лечения», — говорит соавтор исследования Кевин К. Браун, доктор медицины, заместитель заведующего отделением медицины Еврейского национального института. «Это исследование предоставляет нам новую информацию о том, как данное заболевание развивается. При лучшем понимании механизмов его развития, мы можем более четко представить себе будущие методы лечения». Исследователи из более чем 20 учреждений под руководством ученых из Еврейского национального института здравоохранения и Колорадского университета подтвердили три генетических фактора риска, о которых сообщалось ранее, и идентифицировали семь новых. В совокупности эти факторы обуславливают примерно одну треть риска фиброза легких.

Полученные исследовательской группой данные подтверждают риск, связанный со специфическими изменениями в MUC5B, гене, который продуцирует белок в слизи. Исследователи считают, что вариации в этом гене могут привести к легочному фиброзу, вмешиваясь в процессы регулирования плотности слизи, восстановления легочных альвеол, или непосредственно оказывая токсичное воздействие на клетки.

Исследователи также обнаружили более убедительные доказательства важной роли теломер, защитных частей ДНК, расположенных на концах хромосом. Более короткие теломеры связаны с сокращение способности к делению и преждевременной смертью клеток. Ранее, с некоторыми формами легочного фиброза были связаны две редкие генетические мутации. Исследовательская группа обнаружила распространенные варианты в этих генах и поблизости от них, и характерный вариант в еще одном гене.

Ученые также идентифицировали три гена, которые связаны с соединениями, удерживающими примыкающие друг к другу клетки, т.е. с явлением известным как межклеточная адгезия. Нарушение межклеточной адгезии может привести к потере целостности ткани. Эти данные поддерживают утверждение исследователей о том, что развитие легочного фиброза у разных людей подчинено, возможно, различным генам. Тщательное генотипирование позволило бы идентифицировать различные формы этого заболевания, делая возможным более эффективное, индивидуализированное лечение.

Исследование было проведено при поддержке Национального института сердца, легких и крови (NHLBI). «Помимо расширения каталога генетических изменений, которые лежат в основе легочного фиброза, это исследование демонстрирует, что как редкие, так и распространенные генетические варианты в значительной степени способствуют увеличению риска легочного фиброза», — говорит Джеймс Кили, доктор философских наук, директор отделения легочных заболеваний NHLBI. «Следующий ключевой шаг в исследовательской работе в этой области – выяснить, каким образом эти генетические варианты, действуя совместно с внешними факторами, способствуют развитию этого заболевания».

sciencedaily.com