6 марта 2013

Вливание стволовых клеток и специально произведенных T-клеток того же донора улучшает выживаемость при лейкемии

Значительным успехом увенчалось исследование, нацеленное на изучение контролирования иммунитета для лечения лейкемии. Исследователи Онкологического научного центра Фреда Хатчинсона впервые успешно влили большое количество Т-клеток доноров, специфичных для основных анти-лейкозных антигенов, отвечающих за выживаемость в группах пациентов высокого риска и пациентов с рецидивом лейкемии после трансплантации стволовых клеток. И стволовые клетки для трансплантации и Т-клетки брались у того же подходящего донора.

Результаты пилотного клинического исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine. В журнале исследователи описывают использование T-клеток, взятых у донора и запрограммированных распознавать опухолевый антиген Вильмса 1 (WT1) и убивать лейкозные клетки. Т-клетки выращивались в больших количествах в лабораторных условиях, а затем вливались пациентам для лечения лейкемии. Белок WT1 избыточно экспрессируется при лейкемии и он частично ответствен за превращение клеток в лейкозные клетки.

Наилучших результатов удалось достичь, когда некоторые пациенты получали клоны Т-клеток, которые в процессе программирования и роста подвергались воздействию интерлейкина 21 (IL-21). Согласно гипотезе такое воздействие помогает создавать клетки с более длительной продолжительностью жизни, обладающие более сильным анти-лейкозным действием после передачи. IL-21 стимулирует размножение Т-клеток, помогая клеткам приобретать характеристики центральных T-клеток памяти.

«Впервые пациенты получили вливания Т-клеток определяющих WT1, а, следовательно, это первая демонстрация того, как клетки оказывают терапевтическое анти-лейкозное действие, о котором говорилось и в предыдущих испытаниях вакцин, но прошлые испытания не смогли продемонстрировать существенный ответ», — сказал Филип Гринберг, доктор медицинских наук, соавтор исследования и руководитель Программы по развитию иммунологии Фреда Хатча.

«Наши исследователи также первыми показали, что значительное улучшение Т-клеток в естественных условиях может быть достигнуто после передачи, если изменить способ формирования клеток в культуре тканей с помощью цитокина IL-21», — сказал Оде Шапюи, доктор медицинских наук, ведущий автор исследования и научный сотрудник Программы по развитию иммунологии Фреда Хатча.

Полученные результаты поддерживают усилия исследователей, направленные на изучение WT1 и необходимости создания мощного и стойкого Т-клеточного ответа у пациентов, поэтому Программой Фреда Хатча недавно были начаты исследования второго поколения. Все пациенты, которые лечились после пересадки клеток в Сиэтлском альянсе по лечению онкологических заболевания Фред Хатча, получали адоптивные вливания с миллиардами цитотоксических клонов Т-клеток обогащенных CD8. У участников был высокий риск смертности, потому как они уже перенесли рецидив и / или имели плохой прогноз лейкемии.

«Четыре из 11 пациентов в ходе исследования получили вливания Т-клеток нацеленных на WT1 и полученных в присутствии IL-21. У одного был обнаружен рецидив болезни и была достигнута полная ремиссия вскоре после того, как ввели Т-клетки. После Т-клеточной терапии выжили все четверо пациентов, в течение более 30 месяцев рецидивы и реакции «трансплантат против хозяина» не наблюдались, дополнительного анти-лейкозного лечения не требовалось», — говорится в исследовании. Реакция «трансплантат против хозяина» является основным осложнением трансплантации стволовых клеток.

Среди семи участников, получавших инфузии Т-клеток без IL-21, двое продемонстрировали прямые доказательства анти-лейкозного действия, в том числе у одного пациента с распространенным прогрессирующим заболеванием, наблюдался временный ответ.

Исследователи провели клиническое испытание, потому как рецидив остается одной из ведущих причин смертности после аллогенной трансплантации гемопоэтических клеток у пациентов с высоким риском лейкемии. Препятствием для выживания является то, что положительный эффект трансплантации или реакция «трансплантат против опухоли» может быть омрачен сопутствующей реакцией «трансплантат против хозяина». Интересно, что у пациентов, у которых развивается реакция «трансплантат против хозяина» снижалась частота рецидивов. Это говорит о том, что лимфоциты, присутствующие в пересаженных стволовых клетках донора, могут вызвать одновременный терапевтической эффект «трансплантат против опухоли». Однако, поскольку донорские стволовые клетки не нацелены на определенные лейкозные антигены и белки, экспрессируемые многими другими тканями организма, может наблюдаться значительный процент заболеваемости и смертности от реакции «трансплантат против хозяина».

Ученые предположили, что вливания Т-клеток, нацеленных на WT1 потенциально может способствовать дополнительному анти-лейкозному действию, не вызывая реакцию «трансплантат против хозяина». WT1 экспрессируется от 10 до 1000 раз сильнее в лейкозных клетках по сравнению с нормальными CD34 стволовыми клетками крови, и величина экспрессии связана с агрессивностью острого миелоидного лейкоза, острого лимфоидного лейкоза и миелодиспластического синдрома.

medicalnewstoday.com