7 апреля 2011

Фантастика, ставшая научным прорывом

Четыре года назад, когда биолог Карен Мартинез вместе с группой ученых начала работу над этим проектом, она сама почти не верила в его успех. Однако все обернулось удачно. Вместе с коллегами из Научного Центра Нанотехнологий, она смогла совместить материалы наноразмера с технологиями, которые обычно используются в электронных устройствах, имеющих свои собственные биоэлементы. Исследователи смогли продемонстрировать, что клетки могут расти и функционировать на подложке маленьких вертикально поставленных игл, сделанных из полупроводников, так называемой нанонити.

«Мы разработали новый способ, который дает нам возможность увидеть, как функционируют клетки, будучи размещенными на подложках из нанонити. Мы полагаем, что данная техника имеет огромный потенциал и что в дальнейшем, через пару лет ее можно будет использовать в лабораториях. Например, ее можно использовать в фармацевтической промышленности для испытания новых препаратов от самых разных заболеваний, включая неврологические проблемы, рак и болезни сердца», — рассказала Карен Мартинез, являющаяся руководителем группы BioNano при отделении Нейронауки и Фармакологии Университета Копенгагена.

Вместе с несколькими другими группами исследователей из Гарварда, Беркли (США) и Лунда (Швеция) данный прорыв позволил датским исследователям занять самое видное место в мире в этой междисциплинарной сфере исследований.

Как объясняет Мортен Мелдал, профессор Научного Центра Нанотехнологий, данный центр собирает вместе биологов, физиков, фармакологов и химиков, которые работают вместе без традиционных научных границ, а прорыв в Научном Центре Нанотехнологий является прямым следствием культивации междисциплинарного сотрудничества для долгосрочной перспективы.

Нанонаука – в фокусе

Нанофизики Еспер Нюгорд и Клаус Соренсен отвечают за разработку этих крошечных игл – нанонити – диаметр которых составляет примерно 100 нанометров, или в 10000 раз меньше одного миллиметра, в то время как Карен Мартинез владеет знаниями о функционировании и обращении с клетками. Также проект получил большую пользу от знаний Трине Бертинг, докторанта нанонауки, которая работает над этим проектом с начала своего обучения в аспирантуре в 2007-м году.

«Мы продвинулись гораздо дальше, чем я могла бы предсказать несколько лет назад, когда тему исследования можно было бы отнести к разряду научной фантастики. На самом деле, когда Трине начала работать, мы пошли на небольшой риск, но скоро обнаружили, что у исследования имеется потенциал. В данное время в нашем распоряжении появился способ объединить в живой и функционирующей клетке несколько нанонитей», — объясняет Карен Мартинез, которая будет продолжать изучение промышленного потенциала, например, с помощью новой компании inXell bionics, основанной исследователями из Университета Копенгагена.

Исследование было опубликовано в журнале Small и проводится при поддержке Университета Копенгагена, Датского Совета Стратегических Исследований и Фондом Лундбека.

medicaldaily.com