3 мая 2010

Исследование механизма защиты вирусов позволит открыть новые методы антивирусной терапии

В настоящее время группа немецких специалистов из Института Макса Петтенкофера (Max von Pettenkofer Institute) Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München) проводит исследование недавно открытого механизма, используемого патогенными вирусами для защиты от иммунной системы организма-хозяина и основанного на выработке вирусом коротких молекул РНК, так называемых miРНК. Авторы работы отмечают, что полученные ими результаты уже могут способствовать разработке новых методов антивирусной терапии.

В этой связи интернет-портал medlinks.ru приводит на своих страницах следующие слова руководителя исследования, профессора вирусологии Юргена Хааса (Jürgen Haas): «Вирусы используют их не только для регуляции экспрессии своих собственных генов, но и генов организма-хозяина… Так как клетки организма человека также вырабатывают регуляторные miРНК, вирусные молекулы не вызывают иммунного ответа».

К настоящему моменту немецкие специалисты и их зарубежные коллеги определили 158 генов человека, являющихся мишенями для воздействия молекул miРНК, синтезируемых двумя типами вирусов герпеса, способными вызывать рак у человека. По словам профессора Хааса, эти открытия «… ведут к пониманию основ функционирования вирусных miРНК. Гены вируса, кодирующие miРНК, могут стать мишенью для адресных и жизненно необходимых антивирусных препаратов».

Эксперты отмечают, что в целях увеличения своей репликации некоторые вирусы заставляют клетки-хозяева переходить в состояние неконтролируемой пролиферации, что может стать причиной развития раковой опухоли. Такой же механизм используют и определенные вирусы герпеса, два из которых — вирус Эпштейна-Барр (EBV) и вирус саркомы Капоши (KSHV) — вызывают хронические инфекции В-клеток (клеток иммунной системы, вырабатывающих антитела), провоцируя развитие злокачественных новообразований. На сегодняшний день специалистам известно, что вирусы герпеса несут в себе генетическую информацию для синтеза miРНК.

В процессе своей работы группа профессора Хааса решила определить mРНК хозяина, на которые могут воздействовать указанные молекулы-ингибиторы. На первом этапе ученые изолировали молекулярный комплекс, переносящий фрагменты вирусной РНК к их мишени, после чего проанализировали ассоциированные mРНК клетки-хозяина, определив соответствующие затронутые клеточные гены. Авторы работы отметили, что «… многие из них кодируют белки, принимающие участие в антивирусной защите, поэтому то, что вирусы стараются выключить именно эти гены, представляется полностью разумным.

Ученые также заявили, что полученные данные «позволяют определить гены вирусных miRNA в качестве возможной мишени для инновационных антивирусных средств. Если мы сможем создать и доставить терапевтические miRNA, способные связываться с miRNA вирусов, мы смогли бы победить вирус, применив против него его собственное оружие» — подчеркивают специалисты.