8 мая 2009

Женский гормон эстроген отвечает за восприятие звуковой информации

Результаты исследования, проведенного группой английских медиков из университета города Рочестер, позволяют утверждать, что женский половой гормон эстроген имеет самое непосредственное отношение к слуховой функции человека. По словам авторов работы, помимо своей прямой функции эстроген играет ключевую роль в процессе восприятия звуковой информации слуховой системой.

Таким образом, исследование, о котором здесь идет речь, опровергает бытовавшее до последних пор мнение о том, что половые гормоны являются тем подвидом гормонов, которые не имеют никаких дополнительных биологических функций. Мало того, учитывая полученные результаты, специалисты не исключают, что эстроген может оказывать влияние и на другие органы восприятия ощущений человека, к примеру, на то же обоняние. «Понимание того, как эстроген влияет на мозговое восприятие звука, открывает путь к новым видам лечения слуховых расстройств» — так говорится в статье о данном исследовании, опубликованной в известном научном журнале «Journal of Neuroscience».

Во что говорит ассистент кафедры неврологии университета Рочестера Рафаэль Пино, который является одним из авторов данного исследования: «Мы обнаружили, что эстроген делает то, чего от него никто не ожидал. Именно этот гормон является ключевым химическим соединением для мозговой деятельности по интерпретации аудио-информации. Традиционно эстроген считался «медленным» гормоном – его влияние на организм сказывалось лишь спустя месяцы или даже годы, но здесь он выступает как сверхбыстрый — его воздействие измеряется миллисекундами».

Ученый также напоминает, что до последнего времени считалось, что эстроген способен оказывать влияние только лишь на женские организмы. Так, например, было доказано, что низкий уровень указанного гормона у женщин провоцировал менопаузы, а, кроме того, снижал слуховой порог, что, собственно, и вызвало интерес ученых. В ходе работы исследователям удалось установить, что эстроген влияет на слух не только в организме женщины, но и мужчины.

В этой связи интернет-портал likar.info приводит на своих страницах следующие слова Пино: «Нам удалось доказать, что эстроген имеет важное молекулярное соединение, поддерживающее мозговые сигналы для интерпретации звука. Теперь очевидно, что эсторген одинаково важен как для женщин, так и для мужчин, а его роль уже выходит за рамки полового гормона».

Американские специалисты смогли экспериментально продемонстрировать взаимосвязь между повышением уровня эстрогена в организме любого человека  и повышением активности слуховых нейронов. Более того, повышение уровня эстрогена приводило к созданию более комплексных нейронных сетей, отвечающих за обработку мозгом звуковой информации. «Наиболее неожиданным нам видится тот факт, что блокировка эстрогена или препятствие к попаданию гормона в клетки мозга почти миллиграммновенно снижает слуховую активность» — отмечает Пино.

В ходе исследования медиками было также доказано, что активация генов, инструктирующих головной мозг для работы с воспоминаниями звуков и их сопоставлением, невозможна без участия эстрогена. Как подчеркивает Пино, «здесь выясняется, что эстроген играет двоякую роль — он модулирует получением сигналов слуховыми нейронами, а также инициирует клеточные процессы, активирующие другие гены, отвечающие за память… Сейчас мы с большой долей уверенности можем говорить, что эстроген — это центральный регулятор слуха у людей».