10 июня 2023

Секрет жизни до 100 лет в кишечных бактериях

Продолжительность жизни человека

Исследователи из Копенгагенского университета изучили микробиом кишечника здоровых долгожителей Японии и обнаружили уникальную комбинацию кишечных бактерий и бактериальных вирусов, которая может способствовать их долголетию.

Мы преследуем мечту о бессмертии. Мы постимся, чтобы оставаться здоровыми. Каждый год мы инвестируем миллиарды долларов в здравоохранение, чтобы продлить нашу жизнь. Тем не менее, некоторые люди без особых усилий достигают столетней отметки. В чем их секрет?

Исследователи из Центра белковых исследований Фонда Ново Нордиск при Копенгагенском университете отправились на поиски ответа.

Изучая 176 здоровых японских долгожителей, исследователи выяснили, что сочетание кишечных бактерий и бактериальных вирусов этих людей совершенно уникально.

«Мы всегда стремимся выяснить, почему некоторые люди живут очень долго. Предыдущие исследования показали, что кишечные бактерии старых японцев производят совершенно новые молекулы, которые делают их устойчивыми к патогенным, то есть болезнетворным, микроорганизмам. И если их кишечник лучше защищен от инфекции, то, вероятно, это одна из причин, по которой они живут дольше других», — говорит постдок Йоахим Йохансен, первый автор нового исследования.

Благотворное влияние на кишечную флору

Среди прочего, новое исследование показывает, что определенные вирусы в кишечнике могут оказывать благотворное влияние на кишечную флору и, следовательно, на наше здоровье.

• «Наш кишечник содержит миллиарды вирусов, живущих за счет бактерий и внутри них, и им нет дела до человеческих клеток; вместо этого они заражают бактериальные клетки. А поскольку в нашем кишечнике живут сотни различных типов бактерий, там также много бактериальных вирусов», — говорит доцент Саймон Расмуссен, последний автор нового исследования.

Йоахим Йохансен добавляет, что помимо важных новых защитных бактериальных вирусов, исследователи также обнаружили чрезвычайно интересную кишечную флору японских долгожителей.

• «Мы обнаружили большое биологическое разнообразие как бактерий, так и бактериальных вирусов у долгожителей. Высокое микробное разнообразие обычно связано со здоровым микробиомом кишечника. И мы ожидаем, что люди со здоровым кишечным микробиомом будут лучше защищены от болезней, связанных со старением», — говорит Йоахим Йохансен.

Как только мы узнаем, как выглядит кишечная флора долгожителей, мы сможем приблизиться к пониманию того, как мы можем увеличить продолжительность жизни других людей.

Секрет жизни до 100 лет в кишечных бактериях

Используя алгоритм, разработанный исследователями, им удалось составить карту кишечных бактерий и бактериальных вирусов долгожителей.

• «Мы хотим понять динамику кишечной флоры. Как взаимодействуют различные виды бактерий и вирусов? Как мы можем создать микробиом, который поможет нам жить здоровой и долгой жизнью? Одни бактерии лучше других? Используя алгоритм, мы можем описать баланс между вирусами и бактериями», — говорит Саймон Расмуссен.

И если исследователи смогут понять связь между вирусами и бактериями у японских долгожителей, они смогут сказать, как выглядит оптимальный баланс вирусов и бактерий.

Оптимизация кишечных бактерий

В частности, новые знания о кишечных бактериях могут помочь нам понять, как мы должны оптимизировать бактерии, находящиеся в организме человека, чтобы защитить его от болезней.

• «Мы узнали, что если вирус посещает бактерию, он может фактически усилить бактерию. Вирусы, которые мы обнаружили у здоровых японских долгожителей, содержали дополнительные гены, которые могли стимулировать рост бактерий. Мы узнали, что они способны усиливать трансформацию определенных молекул в кишечнике, что может служить для стабилизации кишечной флоры и противодействия воспалению», — говорит Йоахим Йохансен, а Саймон Расмуссен добавляет:
  • «Если вы обнаружите бактерии и вирусы, оказывающие положительное влияние на кишечную флору человека, очевидным следующим шагом будет выяснить, есть ли они только у некоторых или у всех нас. Если мы сможем заставить эти бактерии и их вирусы жить среди людей, у которых их нет, они смогут принести пользу большему количеству людей».

Несмотря на то, что это требует дополнительных исследований, новое понимание важно, потому что мы можем изменять кишечную флору.

• «Кишечные бактерии являются естественной частью человеческого тела и нашей природной среды. Самое безумное то, что мы действительно можем изменить состав кишечных бактерий. Мы не можем изменить гены — по крайней мере, в ближайшее время. Если мы узнаем, почему вирусы и кишечные бактерии хорошо сочетаются друг с другом, нам будет намного проще изменить то, что действительно влияет на наше здоровье», — говорит Саймон Расмуссен.

Источник