23 октября 2013

Циркадные ритмы в стволовых клетках кожи защищают человека от УФ-лучей

Кожа человека должна противостоять УФ-радиации, исходящей от солнца, и другим вредоносным факторам окружающей среды, которые меняются циклически. Исследование, опубликованное Cell Press 10 октября в журнале Cell Stem Cell, показало, что стволовые клетки кожи человека справляются с этими циклическими угрозами, выполняя различные функции в зависимости от времени суток. Активируя гены, вовлеченные в защиту от ультрафиолета в течение дня, эти клетки защищают себя от повреждений ДНК, вызываемых радиацией. Результаты исследования могут стать основой для разработки новых методов предотвращения преждевременного старения и рака у человека.

«Наше исследование показывает, что стволовые клетки кожи человека обладают внутренними часами, которые позволяют им очень точно определять время суток и помогают определять, когда следует выполнять нужную функцию», — говорит автор исследования Сальвадор Азнар Бенита. Бенита является профессором Каталонского исследовательского института (ICREA). Он разработал этот проект в Центре геномной регуляции (CRG, Барселона), а недавно переехал со своей лабораторией в Институт исследований в области биомедицины (IRB, Барселона).

Тканям, по-видимому, необходимы точные внутренние часы, чтобы оставаться здоровыми.

Внутренние часы, помогающие выполнять определенные функции в зависимости от времени суток, имеет целый ряд видов клеток нашего организма.Демонстрируют циркадное поведение и клетки кожи, так же как и некоторые стволовые клетки. Бенита и его коллеги уже установили ранее, что у животных, у которых отсутствуют нормальные циркадные ритмы в стволовых клетках кожи, стареют преждевременно. Это говорит о том, что эти циклические схемы функционирования могут предотвращать клеточные повреждения. Однако до настоящего момента было неясно, как циркадные ритмы воздействуют на функции стволовых клеток кожи человека.

Чтобы выяснить это, Бенита объединился со своими коллегами Луисом Серрано и Беном Ленером из Центра геномной регуляции. Они обнаружили, что различные группы генов в стволовых клетках кожи человека демонстрируют пик активности в различное время суток. Гены, вовлеченные в защиту от ультрафиолета, становятся наиболее активными в течение дня, обеспечивая защиту этим клеткам в то время, когда они пролиферируются, т.е. когда происходит дупликация их ДНК и они наиболее восприимчивы к повреждениям, вызываемым радиацией.

«Мы знаем, что внутренние часы постепенно выходят из строя у пожилых мышей и людей, и нам известно, что незнание стволовыми клетками точного времени суток сокращает их регенеративные способности», — говорит Бенита. «Наши нынешние усилия заключаются в попытке идентифицировать причины, лежащие в основе нарушения работы часов в стволовых клетках человеческой кожи и найти средства предотвращения такого нарушения или его отсрочки».

Источник: sciencedaily.com