1 апреля 2013

Как клетки дыхательных путей восстанавливаются после повреждения хлор-газом

Рубцевание дыхательных путей может привести к долговременным проблемам с дыханием у некоторых людей, которые подверглись сильному воздействию хлор-газа в результате таких событий, как авария на промышленном предприятии, утечка химических веществ из-за крушения поезда или применение террористами химического оружия. Бытовые несчастные случаи в результате смешивания отбеливателя с кислотными чистящими средствами также могут привести к высвобождению хлор-газа; если это случается в плохо проветриваемом помещении, концентрация хлор-газа может оказаться достаточно высокой, чтобы вызвать повреждение легких.

Ученый из Университета Луисвилля, Гэри Хойл, доктор философских наук, сотрудник Кафедры экомедицины и гигиены труда Школы здоровья и информационных наук, и его исследовательская группа обнаружили новые ключи к пониманию процесса восстановления эпителиальных клеток – клеток, которые выстилают трахеи, бронхи и другие дыхательные пути, по которым воздух входит в легкие и выходит их них – после воздействия хлор-газа. Полученные данные были недавно опубликованы в «The American Journal of Physiology — Lung Cellular and Molecular Physiology» в статье «Differential Susceptibility of Inbred Mouse Strains to Chlorine-Induced Airway Fibrosis» («Дифференциальная восприимчивость инбредных линий мышей к фиброзу дыхательных путей, индуцированному воздействием хлора»). Финансирование исследование было осуществлено Национальными институтами здравоохранения в рамках программы CounterACT.

«Заживление поврежденных клеток эпителия необходимо для восстановления нормальной структуры и функции легких», — говорит Хойл. «Цель – предотвращение рубцевания или фиброза дыхательных путей. Это состязание в скорости между ростом новых клеток эпителия и развитием рубцовой ткани, а на то, чтобы оно началось, может потребоваться от пяти до семи дней после воздействия хлора».

Хойл обнаружил, что после повреждения, связанного с воздействием хлора, эпителиальные клетки особого типа, которые называют базальными клетками, инициировали восстановление и послужили в качестве клеток предшественников – потомков стволовых клеток, которые могут дифференцироваться в клетки одного или более типов. Клетки-предшественники способствовали росту новой ткани в дыхательных путях.

«Структурные изменения в дыхательной системе очень трудно обратить вспять, поэтому понимание того, как клетки функционируют и размножаются, может помочь нам в разработке методов предотвращения рубцевания или последующих проблем с дыханием, вроде астмы, влияющих на жизнь некоторых людей, которые подверглись сильному воздействию хлора», — говорит Хойл. Такой тип повреждения легких может также быть результатом воздействия и других промышленных химикатов, включая аммиак, метилизоцианат и диоксид серы.

sciencedaily.com