28 февраля 2013

Обнаружена среда костного мозга, помогающая бороться с инфекцией

Сотрудники Исследовательского института Детского медицинского центра при Юго-западном медицинском центре Техасского Университета углубили знания о среде в костном мозге, которая питает стволовые клетки, определив на этот раз биологически условия специализированных кроветворных клеток, которые производят борющие с инфекциями белые клетки крови, известные как Т-клетки и B-клетки.

Исследование позволило обнаружить, что клетки, называемые ранними лимфоидными предшественниками, которые отвечают за продуцирование Т-клеток и B-клеток, процветают в среде, известной как остеобластная ниша. Исследование, опубликованное в онлайн версии журнала Nature и проведенное под руководством доктора Шона Моррисона, также предоставляет ученым многообещающий подход к созданию полного отображения кроветворной системы.

Ученым уже известно как производить большие количества стволовых клеток, которые являются источником клеток нервной системы, кожи и других тканей. Однако им не удавалось получить кроветворные клетки в лабораторных условиях, отчасти из-за нехватки информации о нише, в которой кроветворные стволовые клетки и другие клетки-предшественники пребывают в организме.

«Мы считаем, что это исследование позволяет нам на один шаг приблизиться к разработке методов клеточной терапии для кроветворной системы, которых на сегодняшний день не существует», — говорит доктор Моррисон, директор института и профессор педиатрии в Юго-западном медицинском центре Техасского Университета. «Имея представление о средах для кроветворных стволовых клеток и средах различных видов клеток-предшественников, мы можем работать над воспроизведением этих сред в лаборатории и выращиванием клеток, которые можно будет трансплантировать с целью лечения огромного количества заболеваний».

В конечном счете, полученные данные могут помочь увеличить безопасность и эффективность трансплантации косного мозга, в частности такой трансплантации, которая необходима после того как здоровый костный мозг был поврежден излучением или химиотерапией с целью лечения детской лейкемии, как говорит доктор Моррисон. Результаты также могут иметь значение для лечения заболеваний, связанных с потерей клеток, борющихся с инфекцией, например ВИЧ-инфекции и тяжелого комбинированного иммунодефицита, больше известного как болезнь Баббл-боя.

Опубликованное в журнале Nature исследование расширяет более ранние работы доктора Моррисона и его исследовательской группы, показавшие, что среду, которая поддерживает гематопоэтические стволовые клетки, ежедневно продуцирующие миллиарды новых клеток крови, создают эндотелиальные клетки и периваскулярные клетки, выстилающие кровеносные сосуды в костном мозге. Последнее исследование показывает, что среду, которая поддерживает ранние лимфоидные клетки-предшественники, создают костеобразующие клетки.

«Наше исследование подтверждает, что для кроветворных стволовых клеток и ограниченных клеток-предшественников в костном мозге существуют различные ниши, или микросреды», — говорит доктор Моррисон. «Одним из способов, посредством которых костный мозг производит различные виды кроветворных клеток, является распределение их по различным областям костного мозга».

Исследователи идентифицировали ниши для стволовых клеток и ранних лимфоидных клеток-предшественников, определив какие клетки являются источниками фактора роста (CXCL12) необходимого для пролиферации этих двух популяций кроветворных клеток. Используя такой же подход для других факторов роста в костном мозге, исследователям должно удастся отобразить ниши для каждого типа кроветворных клеток-предшественников в костном мозге, как говорит доктор Моррисон.

medicalnewstoday.com