27 февраля 2013

Бактерии в состоянии стресса становятся устойчивы к антибиотикам

Исследование, опубликованное в открытом доступе в журнале «Биомед Централ — Эволюционная биология», находит что бактерии, которые находятся в состоянии стресса, становятся устойчивыми к антибиотикам. В особенности, штаммы E. coli выращенные при высоких температурах, становятся устойчивыми к рифампицину.

Вообще считается, что устойчивость к антибиотику сложна в ее поддержании, например мутации, которые уменьшили восприимчивость к антибиотикам, также, ограничивают количество питательных веществ, поступающих в клетку. Следовательно, при отсутствии антибиотиков неустойчивые бактерии будут конкурировать с устойчивыми. Однако исследователи из Калифорнийского Университета в Ирвине и медицинского факультета Ирвина имени Дениса Дидерота обнаружили, что, подвергая бактерии стрессу при выращивании их при высокой температуре, бактерии смогли спонтанно проявить устойчивость к антибиотику рифампицину.

Мутации, ответственные за устойчивость к рифампицину, имели различные эффекты у разных штаммов E coli. У каждого типа бактерий проверялась видоизмененная подгруппа РНК полимеразы rpoB. Им позволялось расти в присутствии рифампицина, но в отличие от первоначального испытуемого штамма у них не было обязательного преимущества роста при высокой температуре.

Доктор Оливье Тенэйллон, который вел это исследование, прокомментировал: «Наше исследование показывает, что устойчивость к антибиотику может встречаться даже при отсутствии антибиотиков и что, в зависимости от типа бактерий, и условий роста, вместо того, чтобы быть сложным в поддержании, может оказаться очень благотворным. Учитывая, что рифампицин используется, чтобы лечить серьезные бактериальные инфекции, такие как туберкулез, лепру, болезнь легионеров, и для профилактики при менингококковом менингите, у этого развития есть важные области применения в здравоохранении».

Эти бактерии представляют убедительные доказательства, что эволюцией устойчивости к антибиотику управляют два свойства генов, плейотропия и эпистаз. Доктор Аржан де Виссэ из Университета Вагенинген объяснил: «Плейотропия объясняет, как мутации устойчивости к антибиотику воздействуют на другие функции, следовательно, и на их исход в других средах. Эпистаз объясняет, как хорошо различимые мутации объединяются в своем влиянии на устойчивость, и поэтому определяет, какой мутационный путь будет предпочтен эволюцией, когда несколько мутаций будут необходимы для полной устойчивости».

medicalnewstoday.com