10 октября 2012

Изменение микрофлоры кишечника связано с сахарным диабетом 2 типа

Новое исследование показывает, что у людей с сахарным диабетом 2 типа баланс бактерий в пищеварительной системе отличается от баланса бактерий людей, не страдающих данным заболеванием. Китайские исследователи провели так называемое исследование метагеномной связи микробов, находящихся в кишечнике, чтобы определить, как они отличаются у людей с сахарным диабетом 2 типа. Они выявили более 60000 маркеров, или показателей, связанных с сахарным диабетом 2 типа. Исследователи обнаружили, что у людей с сахарным диабетом 2 типа было обилие потенциально вредных бактерий и меньшее количество полезных микробов в кишечнике.

Что не ясно, так это то, вызывают ли эти изменения сахарный диабет 2 типа, или эти изменения происходят из-за диабета 2 типа. Тем не менее, исследователи предполагают, что полученные результаты — это подсказки, которые могут помочь в разработке новых методов лечения. «Я думаю, что наше исследование задает множество задач для разработки методов профилактики и лечения заболеваний во взаимосвязи с микрофлорой кишечника в ближайшем будущем», — сказал ведущий автор исследования, Джун Вонг, исполнительный директор Пекинского института геномики в Шэньчжэне, Китай.

Сахарный диабет 2 типа является нарушением обмена веществ, которое заставляет организм использовать инсулин неэффективно. Инсулин является гормоном, помогающим сахару крови проникать в клетки организма, который будет затем использоваться в качестве энергии. По данным Американской диабетической ассоциации при диабете 2 типа организм не может использовать инсулин должным образом (так называемая резистентность к инсулину), или в организме может быть недостаток инсулина.

Симптомы включают в себя частые инфекции, порезы и раны, которые медленно заживают, затуманенное зрение, усталость, покалывание или онемение в руках и ногах, необычная жажда, частое мочеиспускание, неожиданная потеря веса и голод. Причина сахарного диабета 2 типа неизвестна, но считается, что на развитие заболевания влияет комбинация генетических и экологических факторов. Недавние исследования показали, что дисбаланс микрофлоры кишечника может играть роль в развитии диабета 2 типа.

Чтобы посмотреть, какой эффект, если таковой имеется, кишечные бактерии могут оказывать на развитие сахарного диабета 2 типа, Ван и его команда проанализировали генетический состав микрофлоры кишечника 345 жителей Китая, страдающих сахарным диабетом 2 типа и здоровых людей. Они обнаружили, что естественный баланс (кишечная флора) был различный у людей с сахарным диабетом 2 типа и людей без заболевания. Они обнаружили, 60000 маркеров, связанных с диабетом 2 типа, и пришли к выводу, что некоторые из этих маркеров могут использоваться для обозначения риска развития сахарного диабета 2 типа.

По словам исследователей, для решения вопроса о том, являются ли эти изменения на самом деле причиной сахарного диабета 2 типа, они работают над проведением новых исследований. Некоторые врачи, не принимавшие участие в исследовании, отмечают, что пока рано говорить о том, приведут ли китайские исследования к полезным знаниям или новым методам лечения.

«Пока не доказана причинно-следственная связь. Вполне возможно, что пациентов с сахарным диабетом лечили препаратами, которые изменили микрофлору кишечника или, может быть, они питаются по-другому. Гипотеза, что бактерии кишечника могут повлиять на развитие заболевания интересна, но далеко не доказана», — сказал доктор Стюарт Вейнерман, доцент, начальник отделения эндокринологии в Еврейском медицинском центре при больнице Университета северного побережья Лонг-Айленда в Нью-Гайд-Парк, штата Нью-Йорк.

Доктор Джоэл Зонсцейн, директор клинического диабетического центра в Медицинском центре Монтефиоре в Нью-Йорке, согласился, что это интересное исследование, но добавил, что, скорее всего изменения кишечной микрофлоры не могут быть единственной причиной развития диабета 2 типа. «Сахарный диабет 2 типа является комплексным заболеванием. Я думаю, что кишечная флора может содействовать патогенезу сахарного диабета 2 типа. Тип пищи, которую мы едим, прием антибиотиков, консерванты в продуктах, все это влияет на изменения микробной среды в организме. Небольшие изменения для некоторых пациентов могут иметь огромные последствия», — сказал он.

Результаты исследования были опубликованы 26 сентября в интернет-издании Nature.

medicinenet.com