25 июля 2011

Ученые Массачусетского технологического института изобрели новый метод выявления гена, ответственного за рак легких

Используя метод высокоразрешающего геномного профилирования, ученые Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) смогли выявить ген, ответственный за развитие мелкоклеточного рака легких (МРЛ). «Обнаружение гена, который в больших количествах присутствует в опухолевых образованиях в легких мышей и человека, возможно, приведет к созданию новых  лекарственных препаратов», — говорит Элисон Дули, директор Института MIT по интегративному исследованию рака Дэвида Гамильтона Коха, недавно получившая степень доктора медицинских наук в лаборатории Тайлера Джекса.  Дули – ведущий автор исследования, которое описывает данное открытие и опубликовано в выпуске журнала Genes and Development (Гены и развитие) от 15 июля.

Дули и ее коллеги изучили развитие болезни на основе штамма мышей, выведенного в лаборатории Энтона Бернса в Нидерландском институте рака. Данный штамм уничтожает два основных гена-супрессора  опухолевого роста – trp53 и Rb1. Исследователи смогли обнаружить несколько частых фокальных случаев значительного перестроения копии молекул ДНК во время протекания МРЛ. Они также обнаружили увеличение недавно открытых онкогенетического транскрипционного фактора и ядерного фактора I/B (NFIB) как в моделях МРЛ мышей, так и людей. Функциональные исследования показывают, что ядерный фактор I/B  регулирует жизнеспособность клеток их размножение в процессе трансформации.

«Модель МРЛ мыши повторяет модель человека. Внутри нее развиваются агрессивные опухолевые образования, которые дают метастазы в те же области, как и у человека, — печень и надпочечные железы», — говорит Дули. Такая модель дает ученым возможность наблюдать за развитием болезни от начала до конца, что обычно не удается сделать в случае с человеком, так как стремительно развивающаяся болезнь часто выявляется уже на поздних сроках. Использование метода высокоразрешающего геномного профилирования позволило ученым определить области хромосом, которые  в случае с мышами были либо дуплицированы, либо удалены.

«Это доказывает, что ген на самом деле играет важную роль в диагностике и лечении рака легких», — говорит Берри Нелкин, профессор онкологии в Медицинской Школе Университета Джона Хопкинса, не принимавший участия в проведении исследования. «Однако, как и во многих случаях, остается открытым вопрос, можно ли использовать данные, полученные в результате с работы с мышами, для работы с людьми, — добавляет Нелкин. – Какие-то данные идентичны, а какие-то всего лишь обнаруживают сходства, в то время как генетические изменения совершенно не похожи».

Специалисты лаборатории Джекса вместе с учеными из лаборатории Метью Мейерсона института рака Даны-Фарбер и Института Броада проанализировали раковые клетки человека и выяснили, что ядерный фактор I/B также увеличивается в мелкоклеточных раковых опухолях легких. Ген ядерного фактора I/B кодирует транскрипционный фактор, что означает, что он контролирует процесс экспрессии других генов. В настоящий момент исследователи лаборатории Джекса работают над выявлением этих генов. «Если нам удастся определить, какие гены регулирует ядерный фактор I/B, то мы сможем ставить новые задачи в разработке препаратов для лечения мелкоклеточного рака легких», — говорит Дули.

Журнал Genes & Development (Гены и развитие)