4 мая 2011

Ученые обнаружили новую терапевтическую мишень для лечения болезней почек

Два открытия, сделанные в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре (КУСБ), указывают на возможность разработки новой потенциальной терапии для лечения пациентов с болезнями почек. Результаты исследования опубликованы в Трудах Национальной Академии Наук США. Свыше 12 миллионов человек во всем мире страдают наследственной болезнью почек, под названием Аутосомно-рецессивная поликистозная болезнь почек, или АРПБП. Данная болезнь характеризуется развитием кист, которые в итоге истощают почки, вызывая почечную недостаточность у половины всех больных к 50-летнему возрасту.

«В настоящее время не существует лечения, нацеленного на профилактику или замедление формирования кист, и для выживания большинства пациентов с АРПБП требуется пересадка почек или пожизненный диализ», — объясняет Томас Веймбс, руководитель лаборатории, где были сделаны открытия. Веймбс является доцентом Кафедры онтогенетики и молекулярной и клеточной биологии и Научно-исследовательского института нейробиологии в КУСБ.

Во-первых, Веймбс со своей исследовательской группой обнаружили молекулярный механизм, который проливает свет на данную болезнь. Этот механизм вовлекает белок polycystin-1, который мутирует у пациентов с АРПБП. Команда исследователей установила процесс, посредством которого этот белок регулирует хорошо известный фактор транскрипции под названием STAT3. Факторы транскрипции переписывают информацию из ДНК в РНК, и из определенных генов. Во-вторых, команда обнаружила, что STAT3 сильно, и патологически, активизируется в почках при поликистозе.

«Клиническое значение этих открытий состоит в том, что STAT3 также патологически активизируется при многих формах рака, и считается важной мишенью при терапии рака. В настоящее время разрабатывается и тестируется большое количество ингибиторов STAT3, и в наличии имеется уже несколько экспериментальных препаратов. Наши результаты предполагают, что активация STAT3 является движущей силой для роста кист, что приводит к поликистозу почек при АРПБП. Поэтому, STAT3 может оказаться многообещающей мишенью для лечения АРПБП», — говорит Веймбс.

Веймбс также объяснил, что STAT3 – это сигнальная молекула, которая активизируется в ответ на соединение различных факторов роста с определенными рецепторами на поверхности клеток почек. В ответ на эти факторы роста, поражающие клетку, активизируется STAT3. Это заставляет STAT3 запускать экспрессию определенных генов. Такая активность заставляет данные клетки размножаться, как это происходит при раке.

«При поликистозной болезни почек наблюдается сильная пролиферация, как будто у человека доброкачественная опухоль, которая не меняет местоположения. Кисты продолжают расти, но они не дают метастазы и не распространяются на другие ткани, как это происходит при злокачественной опухоли. При поликистозе в почках наблюдается множество мелких, доброкачественных опухолей или кист, которые оказывают на них разрушающее действие». В настоящее время исследовательская группа тестирует STAT3 в качестве терапевтической мишени на мышах с АРПБП.

Основным автором работы является Джеффри Дж. Тэлбот, постдокторант в лаборатории Веймбса. Соавторы из университета КУСБ: Джонатан М. Шиллингфорд, Шивакумар Вазант, Николас Доерр и Самбуддо Мукердже. Соавторы из других учреждений: Терри Уатник из Медицинской школы университета Джонса Хопкинса и Майк Кинтер из Медицинского исследовательского фонда штата Оклахома. Финансирование исследования осуществлялось Национальными Институтами Здоровья.

medicaldaily.com