25 апреля 2011

Специалисты из Вистара на пути к созданию терапии для лечения NF2 – редкого опухолевого заболевания

Согласно специалистам Института Вистара, протеины, дающие клеткам чувство личного пространства, могут привести к появлению терапевтической мишени для лечения нейрофиброматоза типа 2 (NF2), наследственного ракового заболевания. Результаты их исследований, которые должны появиться в выпуске журнала Раковая Клетка (Cancer Cell), могут иметь далеко идущие последствия для NF2 и подобных ему раков, таких как мезотелиома. Ученые впервые описали, что Мерлин, протеин, закодированный с геном NF2, взаимодействует с протеином под названием ангиомотин. Данная взаимосвязь между Мерлином и ангиомотином соединяет между собой две важные клеточные информационные сети, обе из которых участвуют в большом количестве видов рака. Данная связь, по словам ученых, соединяет сенсоры, обнаруживающие взаимодействие между клетками и сигнальными сетями, управляющими делением клеток.

«Ангиомотин нужен для движения клеток, формирующих новые кровеносные сосуды, поэтому мы зачарованно наблюдаем за тем, как тесно он связан с Мерлином, продуктом гена NF2, потеря которого приводит к образованию опухоли», — сказал кандидат наук Джозеф Киссил, ведущий автор исследования и адъюнкт-профессор Программы молекулярного и клеточного онкогенеза Онкологического Центра при Институте Вистара. «Данное открытие открывает потенциал для нового метода лечения NF2 посредством атаки опухолевой клетки и посредством голода. Данная стратегия уже используется при лечении некоторых видов рака».

«Лекарства, подобные, например, Авастину нацелены на растущие кровяные клетки», — сказал Киссил, «Но наибольший интерес представляет собой ангиомотин, так как он используется как кровеносными сосудами, так и растущими опухолевыми клетками, которым нужны питательные вещества, подаваемые данными кровеносными сосудами».

NF2 является генетическим заболеванием, вызываемым мутацией обеих копий гена NF2 у человека. Оно бывает примерно у 1-го из каждых 30000 человек, и в основном передается по наследству. NF2 чаще проявляется в виде доброкачественной опухоли в нервной системе в раннем взрослом возрасте, что часто приводит к глухоте по той причине, что эти опухоли воздействуют на слуховые нервы. В то время как данные опухоли, по большей части, являются доброкачественными, они могут стать причиной злокачественных опухолей. В данное время, кроме хирургического лечения, не существует способа лечения данной опухоли.

Изменения гена NF2 отрицательно сказываются на функции генного протеинового продукта, Мерлина, который является частью сложного молекулярного сигнального пути, регулирующего клеточный рост и деление. Данные пути сродни информационным путям, и разрушение одного протеина может изменить функцию других протеинов, как вниз, так и вверх по течению канала. Мерлин представляет особый интерес для онкобиологов, так как подобные мутации обнаруживаются в половине случаев смертельного рака легких мезотелиомы, а также в некоторых случаях раков щитовидной железы, мочевого пузыря и других видов рака.

Согласно Киссилу, при соприкосновении клеток с соседними клетками, Мерлин обычно приостанавливает их рост. Т.е. Мерлин привязывается к ангимотину на «перекрестках», участках, на которых клетки приходят в соприкосновение друг другом. Находясь в сцепленном состоянии, взаимодействующие протеины передают клетке сигнал, который, в сущности, приказывает ей прекратить дальнейший рост и движение. Таким способом клетки координируют свой рост в пределах ткани. Раковые клетки, например, часто лишены такого чувства сдерживания, и продолжают беспрепятственный рост.

Лаборатория Киссила планирует продолжать исследования ангиомотина, как потенциальной терапевтической мишени при лечении NF2, а также изучить роль ангиомотина в других видах рака, которые известны оказываемым на них влиянием мутаций NF2.

medicaldaily.com