2 марта 2011

Изучение редкого генетического нарушения может дать ключ к лечению шизофрении

В настоящее время ученые рассматривают редкое генетическое нарушение, пытаясь найти ключ к действенным методам лечения людей с шизофренией – несмотря на то, что изучаемую мутацию они обнаружили только у одной трети 1-го % пациентов. Благодаря исследованию, частично финансируемому Национальными Институтами Здоровья (НИЗ), выяснилось, что пациенты с шизофренией в 14 раз чаще, по сравнению с контрольной группой, являются носителями множественных копий гена в 7-й хромосоме. Мутация была обнаружена в гене VIPR2, рецепторе вазоактивного интестинального пептида (англ. VIP) – химическом посреднике, который играет роль в развитии мозга. Анализ крови пациентов подтвердил, что у них была чрезмерная активность VIP.

Открытие этого генетического отклонения даже у небольшой группы пациентов дает надежды на успех в области, пугающей своей сложностью в последние годы. Предыдущие исследования ученых выдвинули предположение о том, что в основе мозгового нарушения, которое встречается примерно у 1 % взрослых людей, во многих случаях могут лежать различные генетические особенности пораженного болезнью человека, ухудшая шансы на излечение.

«Генетическое тестирование на повторяющиеся копии рецептора VIP смогло бы обеспечить раннее обнаружение подтипа пациентов с шизофренией, а сам рецептор потенциально смог бы стать мишенью при разработке новых методов лечения», — объясняет доктор философии Джонатан Себат из университета Калифорнии в Сан-Диего, который возглавил исследовательскую группу. «Растущее число случаев такого редкого дублирования и делеции, обнаруженных при шизофрении, говорит о том, что то, что мы считали единственным в своем роде нарушением, может входить в совокупность факторов, имеющих место при различных редких заболеваниях».

Себат, получивший грант от Национального института психиатрии НИЗ – и его коллеги из 14 исследовательских центров во всем мире — сообщили о результатах исследования в журнале «Nature» (Природа) от 23 февраля 2011 года.

«Несмотря на то, что такие вариации числа копий могут объяснить лишь небольшой процент заболеваний, эти редкие мутации могут содержать в себе ключ к первопричине более распространенных форм нарушений», — отметил руководитель Национального института психиатрии, доктор медицины Томас Р. Инсель. «Это новое открытие относительно VIPR2 предполагает проведение ряда важных дальнейших исследований, в том числе у людей без подобных мутаций».

Как известно, важную роль при развитии шизофрении играет генетическая аспект — наличие родителя или родного брата/сестры с данным видом нарушения — увеличивающий риск развития данного заболевания в 10 раз. Тем не менее, к настоящему моменту генетические исследования смогли объяснить лишь небольшой процент случаев заболевания. В то время, как ослабевает надежда на то, что распространенные генетические вариации могут являться причиной многих случаев заболевания, очевидные факты говорят о том, что пациенты таят в своем организме невероятно большое количество редких вариаций числа копий (ВЧК) – при том, что некоторые вариации одинаковы для все семьи, а во многих случаях разнятся от человека к человеку.

ВЧК VIPR2 в числе первых, которая заключает в себе специфический ген и нейробиологический путь к развитию шизофрении. Ранее установленные ВЧК, охватывающие множество генов, были слишком объемными и не могли дать ключ к разгадке. В ходе нового исследования всего генома Себат со своими коллегами обнаружили мутацию у 29 из 8290 пациентов (35 %), по сравнению с 2 из 7431 человек из контрольной группы. Некоторые другие ВЧК, связанные с развитием шизофрении, и установленные в процессе предыдущих исследований, были также обнаружены.

VIP и его рецептор играют роль в регулировании роста нейронов, в изучении и запоминании новых вещей. Они также выражены в пищеварительном тракте, иммунной и сердечно-сосудистой системах.

Когда VIP связывается в нейроне с рецептором VIPR2, он запускает в клетке химический переключатель под названием «циклический аденозинмонофосфат (AMФ)». Исследователи обнаружили, что и VIP, и циклический AMФ проявляли чрезвычайную активность в клетках крови пациентов с мутациями VIPR2.

«Вероятно, что сигнальная система циклического AMФ у большинства пациентов нарушается, таким образом, возможно, что лечение, мишенью которого является VIPR2, сможет помочь даже тем, у кого нет мутаций в гене VIPR2», — говорит Себат. «Похоже, что данный факт актуален для всего сигнального пути VIP».

Так как мутации ведут к чрезмерной экспрессии VIPR2, современные лекарственные препараты, блокирующие данный рецептор, могут помочь при разработке соответствующего лечения, добавил он.

В дополнение к генетическому скринингу пациентов в рамках персонифицированной медицины, Себат считает возможным применение результатов новых исследований по нейровизуализации. «Мы должны определить, как чрезмерная экспрессия VIPR2 влияет на рост, дифференцирование и функционирование нейронов — и как это сказывается на поведении. Если мы будем знать, в какой области мозга происходит экспрессия гена VIPR2, это укажет нам на те специфические зоны, где уровень активности VIP может отличаться у людей, которые являются и не являются носителями такой мутации».

Несмотря на сложность рассмотрения ВЧК, Себат надеется, что соответствующие исследования, в конечном счете, помогут понять генетические признаки шизофрении.

«Мы полагаем, что множество различных генетических причин шизофрении могут иметь общую основу», — говорит Себат. «Большинство пациентов могут быть носителями разных мутаций, но в основе заболевания может лежать одно и то же нейробиологическое нарушение».

medicaldaily.com