23 февраля 2011

Курение во время радиотерапии уменьшает шансы общей выживаемости

Результаты лечения курильщиков, продолжающих следовать своей вредной привычке во время прохождения радиотерапии при лечении рака головы и шеи, намного хуже, по сравнению с теми, кто бросает курить до начала терапии, согласно исследованию, опубликованному в февральском номере Международного журнала о радиации «Oncology-Biology-Physics» (Онкология-Биология-Физика), официальном журнале Американского Общества Радиационной Онкологии. Несмотря на давно установленную связь между табакокурением и раком головы и шеи, до настоящего времени существовало мало данных, говорящих о влиянии продолжающегося курения во время лечения на прогноз о дальнейшем течении болезни.

«Я всегда твердил своим пациентам, — Вам действительно необходимо отказаться от курения, — но у меня не было веских доказательств, чтобы убедить их в том, что исход их лечения будет намного хуже, если они продолжат курить», — говорит доктор медицины Аллен Чен, ведущий автор исследования и руководитель программы по подготовке врачей-специалистов в университете Калифорнии, Дэвис, Школе Медицины в Сакраменто, Калифорния. «Мне нужны были конкретные факты, демонстрирующие, что курение губительно влияет на показатель излечения пациентов, общую выживаемость и переносимость лечения. И мы смогли показать, что продолжающееся курение приводит к отрицательным результатам лечения всех курильщиков».

Чен со своими коллегами рассмотрели медицинские карточки 101 пациента с недавно поставленным диагнозом плоскоклеточного рака головы и шеи, которые продолжали курить во время радиационной терапии, и сравнили их с пациентами, бросившими эту привычку до начала радиационной терапии при лечении рака головы и шеи. В процессе сравнивания учитывались: область первичного заболевания, пол, продолжительность курения, стадия болезни, доза облучения, дополнительное лечение (хирургия и химиотерапия), а также дата начала радиационной терапии.

Исследователи обнаружили, что 55 % пациентов, отказавшихся от курения до начала лечения, продолжали жить пять лет спустя, по сравнению с 23 % тех, кто все еще следовал этой вредной привычке. Худший исход лечения у заядлых курильщиков наблюдался как при проведении хирургического вмешательства до начала радиационной терапии, так при прохождении только самой радиотерапии. Аналогичная картина была обнаружена командой Чена относительно рецидива болезни, который возник у 53 пациентов, продолжающих курить, по сравнению с 40 пациентами в контрольной группе. Активные курильщики также имеют больше осложнений после лечения, таких как гистогенез, охриплость голоса и трудности с приемом пищи.

Чен отметил необходимость проведения дополнительного исследования с целью объяснения различия в результатах лечения пациентов с раком головы и шеи. Согласно одной из гипотез, курение забирает у организма необходимый кислород. «Радиационная терапия требует оксигенации для производства свободных радикалов, которые атакуют раковые клетки», — говорит Чен.

Он также подчеркнул, что результаты их исследования основываются на наблюдениях, которые не устанавливают причинно-следственную связь между курением во время радиационной терапии и худшими результатами лечения. Так, они не смогли с точностью определить фактическую причину смерти каждого пациента, потому что активные курильщики параллельно входят в группу более высокого риска смерти из-за других проблем, таких как болезни сердца, инсульт и диабет.

«Пациенты, неспособные бросить курить, также могут иметь не связанные с раком медицинские и психосоциологические проблемы, которые могут быть причиной более низкого показателя выживаемости. Те, кто продолжает курить даже после постановки диагноза рака головы и шеи, вероятно, находятся в группе более высокого риска злоупотребления алкоголем, имеют меньше социальной поддержки и ведут рискованный для здоровья образ жизни. Диагноз рака губительно отражается на эмоциональном состоянии пациентов, многие из которых с неохотой принимают идею отказа от курения. Многие пациенты не могут или не хотят связывать факты в единое целое, и, к сожалению, согласно нашим данным, продолжая курить, они с большой вероятностью упускают возможность излечения».

medicaldaily.com