4 февраля 2011

Клетки рака молочной железы способны быстро развиваться, обходя иммунную систему

Ученые обнаружили новый способ, посредством которого клеткам рака молочной железы удается обходить иммунную систему и вызывать рост опухоли, что обеспечивает новую мишень при лечении этого заболевания. Сопоставимые механизмы обхождения иммунной системы уже были зафиксированы у мышей с раком молочной железы и другими видами рака, но в ходе данного исследования были изучены человеческие клетки опухоли молочной железы, что помогло ученым лучше понять, как болезнь прогрессирует у больных.

В ходе данного исследования, опубликованного в журнале Cancer Research (Исследование рака), обнаружилось, что человеческие клетки рака молочной железы производят чрезмерное количество белка Hsp27 (белок теплового шока 27), который не только может заставить иммунные клетки не реагировать на опухоль, но и увеличивает ток крови к опухоли, что способствует ее быстрому росту.

«Наше исследование уникальное, поскольку мы работали с человеческими клетками рака молочной железы, которые очень сложно заполучить», — говорит доктор философии Азит Де, ведущий автор и старший научный сотрудник Отделения хирургии при Медицинском центре университета Рочестер, который проводил данное исследование совместно с врачами из Онкологического центра им. Уилмота. «Способ, при помощи которого клетки опухоли действуют в организме мышей, отличается от действия в человеческом организме, поэтому нам предстоит провести дополнительные исследования на примере человеческого организма, чтобы подтвердить или опровергнуть открытия в области рака на примере мышей».

В прошлых исследованиях сообщалось, что высокий уровень Hsp27 присутствует в клетках опухоли молочной железы и связан с устойчивостью к химической и радиационной терапии. Доктор Де и его команда обнаружили, что Hsp27 также производится клетками опухоли молочной железы, и выпускается в область, окружающую опухоль, известную как микросреда опухоли молочной железы.

Как только Hsp27 оказывается вне клеток, он может преобразовывать циркулирующие лейкоциты, названные моноцитами, которые внедряют опухоль в клетки под названием макрофаги, начинающие вести себя противоположно своему обычному поведению. Традиционно, деятельность макрофагов заключается в уничтожении опухолевых клеток, но в данном случае они взращивают, а не разрушают опухолевые клетки. Эти специфические макрофаги могут заставить человеческие Т-клетки — главные иммунные клетки, атакующие и уничтожающие чуждые организмы, такие как опухоль — абсолютно не реагировать на опухоль и призыв человеческого организма к их разрушению.

В дополнение к подавлению иммунной реакции на опухоль, макрофаги провоцируют быстрое формирование дополнительных кровеносных сосудов, которые помогают доставлять кровь к опухоли — посредством процесса, известного как ангиогенез — существенно подпитывая опухоль с целью ее непрерывного роста. Повышенный уровень Hsp27 был обнаружен в крови пациентов с разными видами твердой опухоли, таких как рак печени и поджелудочной железы, что навело авторов исследования на мысль, что данный белок играет роль в прогрессировании не только рака молочной железы.

«Наш вывод о том, что Hsp27 помогает прогрессированию опухоли, является только первым шагом — мы знаем о существовании других молекул, которые помогают клеткам опухоли молочной железы подавлять иммунную систему, и надеемся установить их в ходе будущих исследований», — отметил доктор Де.

Hsp27 является универсальным белком, который играет важную роль во всех клетках нашего организма. Когда он остается внутри клеток, не превышая своего должного уровня, этот белок действует в качестве внутриклеточного шаперона, защищая клетки от неблагоприятных условий, как, например, повышение температуры или влияние химических веществ. Но как только белок оказывается вне клеток, он начинает оказывать губительное воздействие на иммунную систему.

При проведении исследования, доктор Де работал совместно с практикующими врачами из Отделения хирургической онкологии и пластической хирургии при Медицинском центре, с целью получения и анализирования образцов ткани опухоли молочной железы у пациентов с раком молочной железы, перенесших хирургическое вмешательство, а также образцов здоровой ткани молочной железы у добровольцев, перенесших операцию по изменению формы груди. Он также собрал и проанализировал пробы крови у пациентов с раком молочной железы, которые еще не подвергались терапии, а также у здоровых женщин того же возраста.

За исключение рака кожи, рак молочной железы является наиболее часто диагностируемым видом рака среди женщин. Он также является второй главной причиной смерти от рака среди американских женщин, после рака легких. Разработка различных методов лечения с целью остановить способность опухоли развиваться бессимптомно или обходить иммунную систему требует более основательного понимания различных «механизмов уклонения» опухолей, подобно такому, который установил доктор Де. Доктор Де планирует продолжить исследование роли Hsp27 в раке молочной железы, чтобы узнать, замедлит ли блокирование белка Hsp27 рост опухоли.

Финансирование исследования осуществлялось Американским обществом по борьбе с раком. Вместе с доктором Де, в исследовании принимали участие: доктор философии Санджиб Банердже, доктор медицины Чуен-Фу Лин, и Дженнифер Стриклэнд. Данная исследовательская команда также сотрудничала с такими учеными, как: доктор философии Эйлин Редмонд, доктор философии Дэвид Морроу, доктор философии Кэрол Миллер-Грациано; с практикующими врачами, такими как: доктор медицины Кристин Скиннер, доктор медицины Джеймс Пикок, доктор медицины Линда Шиффхоер, доктор медицины Дэвид Хикс, доктор медицины Алисса Хастон, доктор медицины Мишель Шейн, доктор медицины Говард Лэнгштейн, работающими в Медицинском центре при университете Рочестер. Свой вклад в исследование также внес координатор клиники Лорен ОДоног.

medicaldaily.com