6 декабря 2010

Исчезновение больших и малых видов представляет серьезную угрозу человеческому здоровью

Сокращение биологического разнообразия – от полезных бактерий до млекопитающих – угрожает человеческому здоровью. К такому выводу пришли ученые, изучавшие связь между биоразнообразием и распространением инфекционных заболеваний, опубликовавшие результаты своего исследования на прошлой неделе в журнале Nature. Исследование раскрывает важную связь между охраной природы и болезнями. Как выяснили ученые, исчезновение видов в таких экосистемах, как леса и поля, приводит к увеличению патогенов – организмов, вызывающих различные заболевания.

Вероятнее всего, с утратой биоразнообразия в первую очередь исчезнут те животные, растения и микроорганизмы, которые препятствуют передаче инфекционных заболеваний. Те, что выживают, являются видами, способствующими передаче инфекционных заболеваний, таких как лихорадка Западного Нила, болезнь Лайма и хантавирус.

«Нам известны отдельные случаи, когда сокращение биоразнообразия увеличивало частоту возникновения различных заболеваний, — говорит ведущий автор доклада Фелиция Кисинг, эколог из колледжа Барда в Аннандейле (США). – Но мы выяснили, что эта схема гораздо шире: утрата биоразнообразия ведет к увеличению передачи патогенов через широкий спектр систем инфекционных заболеваний».

Эта схема распространяется на различные типы патогенов – вирусы, бактерии и грибы – и на многие типы организмов-хозяев, включая людей, животных или растения. «Когда клиническое испытание лекарства доказывает, что оно действует, — говорит Кисинг, — испытание останавливают, чтобы предпринять меры по расширению его применения. То же самое и с защитным эффектом биоразнообразия – принцип его действия уже достаточно ясен, поэтому нам следует начать внедрять политику по его сохранению уже сейчас».

В случае болезни Лайма, как говорит соавтор Ричард Остфельд из Института изучения экосистем Кэри в Милбруке, когда редеют леса, такие виды животных, выполняющие роль защитного буфера, как, например, опоссум, исчезают, но, например, белоногие хомячки наоборот активно плодятся. Из-за этих хомячков растет численность черноногих клещей и других патогенов, являющихся переносчиками болезни Лайма.

По словам Остфельда, ученые пока не знают, почему наиболее жизнеспособные виды – последние, кто выживет, когда исчезнет биоразнообразие – это те, которые способствуют распространению патогенов. Сохранение естественной среды обитания – наилучший способ предотвратить такие последствия, утверждают ученые.

Глобальное биоразнообразие начало сокращаться небывалыми темпами с 50-х годов прошлого века. Темпы вымирания видов в настоящее время в 100-1000 раз выше, чем в прошлые эпохи, и, по прогнозам, увеличатся еще как минимум в 1000 раз в течение следующих 50 лет. Рост человеческой популяции может увеличить шансы контактов с новыми патогенами в результате таких видов деятельности, как расчистка земель для нужд сельского хозяйства и охота на диких животных.

«Определить переменные, участвующие в возникновении инфекционных болезней, довольно сложно, но необходимо», — говорит соавтор Эндрю Добсон из Принстонского университета. «Биоразнообразие является важнейшим фактором, так же, как и изменения правил землепользования, рост человеческого населения и его поведение, — говорит он. — Снижение биоразнообразия и увеличение контактов с людьми – вот идеальный рецепт для вспышки какой-либо инфекционной болезни».

Авторы призывают к тщательному мониторингу тех территорий, где выращивается большое количество одомашненных животных или разводится рыба. «Это снизило бы вероятность перехода инфекционных заболеваний от диких животных к домашнему скоту, а потом и к человеку», — говорит Кисинг. «Для здоровья и выживания людей и других видов нужна не отдельная деревня, а целая планета, — говорят ученые, — со всем ее живым и цветущим разнообразием».

medicaldaily.com