14 июля 2010

Ученые смогли перепрограммировать раковые клетки

Результаты исследования, проведенного группой специалистов из международного Фонда исследования рака имени Самуэля Ваксмана, позволили авторам работы перепрограммировать раковые клетки, что привело к повышению их чувствительности к традиционной химиотерапии и замедлению роста. Авторы подчеркивают, что полученные данные позволяют надеяться на серьезные шаги в борьбе с таким распространенным злокачественным заболеванием, как рак груди.

В ходе своей работы исследователи осуществили так называемое эпигенетическое перепрограммирование клеток опухоли молочной железы (культура клеток MDA-MB-231). Несмотря на то обстоятельство, что ученые так и не смогли получить из опухолевых клеток нормальные, они смогли заставить перепрограммированные клетки делиться с меньшей скоростью, сделав их при этом более восприимчивыми к традиционно используемым лекарственным препаратам.

Как известно, ДНК любой человеческой клетки содержит в себе около 20 тысячи генов, причем каждый ген отвечает за кодирование либо какого-нибудь белка, либо молекулы РНК. Вместе с тем, реально используется только лишь малая часть всего многообразия генов, а потому клетки молочной железы никогда не будут синтезировать белки, необходимые для построения, к примеру, тех же рецепторов нейронов или мышечных волокон. Что же касается активности генов, то она определяется специальными маркерами, способными блокировать их работу. И если генетическими факторами называют сами гены, то под эпигенетическими факторами подразумеваются именно «выключатели» генов, кардинально меняющие жизнь клетки без перестройки ее генома.

Ученые смогли перенаправить раковые клетки линии MDA-MB-231 с помощью сложной последовательности биохимических реакций, связанных с переключением активности генов, причем ключевую роль здесь сыграла молекула белка, получившая название «SID decoy». Это сравнительно небольшая по размерам молекула связывалась с другим белком, игравшим ключевую роль в переключении активности генов, после чего он терял способность запускать работу тех генов, которые и обеспечивали больной клетке быстрый рост и устойчивость к лекарственной терапии.

На данный момент авторы еще не готовы судить об эффективности нового метода при переходе от клеточной культуры к клинической практике, но уже сейчас можно утверждать, что им удалось справиться с самой опасной разновидностью рака молочной железы.

Как сообщает на своих страницах интернет-портал medlinks.ru, использованные авторами исследования раковые клетки являются практически неуязвимыми для трех наиболее распространенных лекарственных средств. Медицинская практика показывает, что женщинам, пораженным этой разновидностью рака, не помогает гормональная терапия, а потому врачи вынуждены применять хирургию, облучение и весьма токсичные химиопрепараты.

Подробный отчет о работе исследователей был опубликован в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».