14 июля 2010

Найдены новые генетические причины сахарного диабета

Результаты самого масштабного на сегодняшний день исследования, проводимого в области изучения ДНК и сахарного диабета 2 типа, позволили авторам заявить о нахождении 12 новых генных связей, проливающих свет на моменты в отношении описания механизма развития данной болезни. Консорциум европейских, американских и канадских исследователей полагает, что полученные ими данные не только улучшат понимание основ сахарного диабета 2 типа, но также откроют пути для выявления возможных цели для новых лекарственных препаратов.

В этой связи руководитель исследования Марк МакКарти (Mark McCarthy) из Центра Генетики Человека в Оксфордском Университете заявил следующее: «Сигналы, которые мы идентифицировали, обеспечивают важные подсказки биологической основе диабета 2 типа. Дальнейшая работа должна будет превратить полученные генетические данные в лучшие способы лечения и профилактики этого заболевания».

По словам авторов работы, обнаруженные гены имеют тенденцию вовлекаться как в контроль действия инсулина в организме, так и в работу панкреатических клеток, непосредственно отвечающих за производство инсулина. При этом в сообщении ученых отмечается, что каждый из выявленных генных вариантов вносил очень малое влияние на риск диабета, причем даже в комбинации они не могли предсказывать будущий риск диабета с достаточной вероятностью.

В ходе своей работы авторы провели сравнительный анализ ДНК почти в 2,5 миллионах мест генома более чем 8 000 человек с диабетом 2 типа, а также почти 40 000 человек без этого заболевания. В этих целях ученые использовали так называемую ген-секвенсирующую технологию.

В качестве одного из самых важных результатов ученые отметили выяснение того обстоятельства, что некоторые из выявленных генов играют определенную роль в контроле числа имеющихся у человека панкреатических бета-клеток. По словам доктора МакКарти, полученные результаты могут пролить свет на вопросы, касающиеся роли количества бета-клеток при сахарном диабете 2 типа, так как находка «…указывает на важность развивающихся методов лечения, которые в состоянии сохранить или восстановить истощенное число бета-клеток».

Как отмечает на своих страницах интернет-портал medlinks.ru, второй интересный момент заключался в том, что гены восприимчивости диабета также содержат варианты, увеличивающие риск других несвязанных болезней, включая сюда злокачественные заболевания кожи и простаты, а также сердечные заболевания и высокий уровень холестерина.

Подробный отчет о работе экспертов опубликован в он-лайновом выпуске «Nature Genetics».