15 июня 2010

Американские ученые помогли иммунной системе бороться с раком

Группа американских специалистов из онкологического института Дана-Фабер (Бостон, штат Массачусетс), сообщили о положительных результатах клинических испытаний нового метода борьбы с раком кожи. Авторы нового метода отмечают, что в его основе лежит усиление естественного иммунного ответа организма на злокачественные опухоли. В ходе исследований, о которых здесь идет речь, его авторы испытывали антитела к злокачественной опухоли кожи – меланоме. Сразу нужно сказать, что новый метод представляет собой средство, которое должно дополнять традиционную терапию данного вида рака.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Как известно, в здоровом организме имеется примерно сто триллионов клеток, причем молекулы ДНК большинства из них регулярно повреждаются различными химическими веществами или излучением. В подавляющем большинстве случаев такие повреждения исправляются специальными ферментами таким образом, чтобы исключить возможность каких-либо негативных последствий, как для самой клетки, так и для всего организма.

Однако в некоторых случаях такая система репарации ДНК не справляется со своей задачей, что, чаще всего, никак не отражается на здоровье. Как правило, мутировавшая клетка оказывается нежизнеспособной, мутация затрагивает так называемые «мусорные» участки ДНК или же поврежденный ген будет сам по себе не так уж и сильно отличаться от исходного нормального гена.

Образование раковых клеток происходит после повреждения определенных мест ДНК, причем такие повреждения так и не устраняются организмом. Дело в том, что единичная клетка, скорее всего, будет распознана иммунной системой и уничтожена еще до формирования опухоли.

Как сообщает на своих страницах интернет-портал medlinks.ru, ученые решили попытаться использовать иммунный ответ посредством применения препарата, состоящего из антител к клеткам опухоли, то есть, молекул, синтезируемых при обнаружении очага меланомы. Такие антитела запускают процесс уничтожения пораженных клеток Т-лимфоцитами.

Результаты испытаний показали, что в 60% случаев применение препарата сопровождалось различными осложнениями, начиная от высыпаний на коже и заканчивая диареей и рвотой. Вместе с тем, новое средство позволило увеличить среднюю выживаемость больных с неоперабельными опухолями с полугода до десяти месяцев. Более того, 9 из 15 пациентов, получавших только лишь новый препарат, прожили как минимум два года после начала экспериментальной терапии.

В настоящее время врачи собираются разработать наиболее эффективные стратегии использования нового препарата при лечении меланомы. Более того, писание механизма взаимодействия антител с Т-клетками позволяет подобрать и другие молекулы, воздействующие аналогичным образом. В конечном итоге это даст возможность повысить результативность нового метода, а также уменьшить тяжесть побочных эффектов препарата.

Подробный отчет о работе исследователей опубликован в журнале «New England Journal of Medicine».