10 июня 2010

Головной мозг несет часть ответственности за уровень холестерина

Результаты исследования, проведенного группой американских специалистов из Университета Цинциннати (University of Cincinnati), позволяют утверждать о том, что уровень холестерина в крови человека, в числе всего прочего, также определяется нейропептидом, известным под названием «грелин». Результаты более ранних работ также говорят о том, что указанный пептид связан с реакцией организма на стресс.

В ходе своей работы Маттиас Чоп (Matthias Tschоp) и его коллеги пришли к выводу, что за содержание холестерина отвечает, в том числе, и головной мозг, а, если, быть точнее – гипоталамус или даже клетки гипоталамуса, реагирующие на гормон грелин.

Здесь необходимо отметить, что пептид «грелин» был открыт в 1999 году группой японских ученых, которые и дали ему это название. По своей сути, данное слово является вольным сокращением фразы «Growth Hormone-RELeasINg peptide», то есть, «пептид, высвобождающий гормон роста». Первоначально было принято считать, что указанное вещество действует только процессы выработки гормона роста.

Всего по грелину было опубликовано около 4 тысяч научных работ, причем некоторые из них показали, что данный гормон также принимает участие в целом ряде других процессов, включая сюда обучение и даже процессы формирования памяти. Подобно другим сигнальным молекулам, грелин имеет много разных функций, а потому сейчас было бы неправильно называть его только лишь «гормоном холестерина».

В процессе исследования, о котором здесь идет речь, американским специалистам удалось описать механизм, при помощи которого грелин регулирует количество молекул холестерина в крови. Эксперименты на мышах показали, что молекулы этого пептида вступают во взаимодействие с рецепторами на поверхности клеток гипоталамуса, являющегося важной частью эндокринной системы.

Необходимо отметить, что здесь нужно говорить не о произвольных рецепторах, а о вполне определенной их разновидности. Учеными было установлено, что лишение генномодифицированного животного рецепторов типа MC4R (реагирующих также на гормон меланокортин) приводит к устранению всех эффектов грелина. Так, животные, лишенные взаимодействующих с грелином рецепторов, демонстрировали повышенный уровень холестерина в крови.

Таким образом, грелин влияет на активность гипоталамуса, который, в свою очередь, влияет на переработку холестерина в печени.

Как отмечает на своих страницах medlinks.ru, факт влияния гормона, активного в мозге, на уровень холестерина, вовсе не подразумевает возможности сознательного изменения указанного уровня в любой момент времени. Но, как бы то ни было, нельзя исключать, что ученым удалось вплотную подойти к разгадке взаимосвязи, существующей между состоянием нервной системы и риском сердечно-сосудистых заболеваний.

Подробный отчет о работе исследователей опубликован в номере журнала «Nature Neuroscience» от 6 июня текущего года.