Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

13 мая 2010

Бессознательное обучение осуществляется при помощи древнейших отделов мозга

Бессознательное обучение осуществляется при помощи древнейших отделов мозга

Результаты нового исследования, проведенного группой шведских специалистов из медицинского университета «Karolinska Institutet», позволяют утверждать о том, что основные человеческие системы обучения используют участки мозга, имеющиеся у самых примитивных позвоночных животных, таких, как некоторые виды рыб, пресмыкающихся и земноводных. Речь здесь идет об одном из самых эволюционно старейших отделов мозга — так называемом лимбическом стриатуме.

В ходе исследования, о котором здесь идет речь, профессор Фредерик Уллен (Fredrik Ullén) из Karolinska Institutet и Института мозга Стокгольма, а также его коллеги изучали указанный отдел мозга и способность к запоминанию движений, сознательно и бессознательно, путем повторения.

Как известно, те структуры мозга, которые принимают непосредственное участие в процессе обучения и управления движением, являются базальными ганглиями, лежащими в глубине полушарий головного мозга. Использующийся в передаче сигналов между нейронами допамин имеет крайне важное значение для обучения и пластичности базальных ганглиев.

В процессе своей работы шведские исследователи изучили как явное, так и неявное обучение последовательности движений в зависимости от количества рецепторов допамина D2 в базальных ганглиях. Полученные результаты показали наличие взаимосвязи между плотностью рецепторов D2 и обеими формами обучения. Вместе с тем, авторы также обнаружили, что в неявное обучение был вовлечен лимбический стриатум, являющийся эволюционно старой частью базальных ганглиев.

В этой связи интернет-портал medlinks.ru приводит на своих страницах следующие слова доктора Уллена: «Иными словами мы, вероятно, имеем некоторые основные системы обучения общие не только с крысами, мышами и другими млекопитающими, но и с самыми примитивными позвоночными, которые также имеют лимбический стриатум… Наши результаты доказывают теории, которые говорят, что неявные, под которым я имею в виду бессознательные, обучающие системы мозга проще и эволюционно старше».

Комментируя полученные результаты, авторы исследования отметили, что лучшее понимание механизмов работы указанных систем обучения может оказать серьезную помощь при разработке новых методов лечения таких заболеваний, как болезнь Паркинсона и Гентингтона, характеризующихся нарушениями функции базальных ганглиев и нарушениями моторики.

Подробный отчет о работе шведских экспертов опубликован в журнале американской академии наук «PNAS».

Далее по теме: