6 апреля 2010

Обнаружен ген, блокирующий регенерацию тканей у млекопитающих

Группе американских исследователей из Института «Уистар» в Филадельфии, удалось обнаружить ген, блокирующий регенерацию тканей у млекопитающих. Проведенные эксперименты показали, что прекращение деятельности гена р21 наделяет лабораторных мышей способностью восстанавливать поврежденные ткани своего тела. В настоящее время принято считать, что такое безусловно полезное свойство было утрачено в процессе эволюции большинством животных, кроме, разве что, примитивных многоклеточных организмов, а также некоторых видов тритонов.

Как известно, у всех млекопитающих на месте поврежденных участков тела образуется рубцовая ткань, что, однако, не касается грызунов с блокированным геном р21. Результаты исследования показали, что у них в этих местах формируется характерная для процесса регенерации клеточная структура — бластема, или, говоря иначе, скопление неспециализированных клеток, способных трансформироваться в ткани восстанавливаемого органа. При этом было обнаружено, что клетки подопытных мышей начинают вести себя не как нормальные клетки взрослых млекопитающих, а как стволовые клетки эмбрионов.

В этой связи интернет-портал medlinks.ru приводит следующие слова руководителя исследования профессора Эллен Хэбер-Катц: «Подобно тритону, потерявшему конечность, эти мыши будут заменять утерянную или поврежденную ткань здоровой, которая не имеет даже признаков рубцевания… Возможно, когда-нибудь мы сможем активировать процесс регенерации у людей, временно блокировав ген р21».

Факт существования гена, препятствующего регенерации, был вскрыт случайным образом. В 1996 году специалисты института проводили опыты, связанные с аутоиммунными нарушениями. В процессе работы проводились эксперименты на представителях особого вида мышей, обладающих, как оказалось, мощными регенерационными способностями. Поразительная способность таких мышей к регенерации была замечена в 1999 году, когда было обнаружено, что у них полностью зарастали отверстия в ушах, сделанные в целях маркировки. Продолжив изучение данного феномена, ученые пришли к выводу, что клетки этих грызунов естественным образом мутировали таким образом, что привели к блокированию ген p21.

По словам автора работы, «…в нормальных клетках ген р21 выступает в качестве блокиратора, который тормозит клеточный цикл в тех случаях, когда происходит повреждение ДНК, предотвращая тем самым деление и трансформацию нормальных клеток в раковые… У мышей, у которых не действует ген р21, мы готовы были увидеть ожидаемый рост (числа клеток) из-за повреждения ДНК, однако, к нашему удивлению, никакого развития раковых опухолей не было обнаружено». Также американскими специалистами было установлено, что в клетках подопытных грызунов развивался обратный процесс — апоптоз — представляющий собой запрограммированную гибель клетки. Профессор Хэбер-Катц подчеркнула, что именно этот процесс характерен для клеток существ, обладающих естественной способностью к регенерации тканей.