25 февраля 2010

С переносчиками лихорадки денге будут бороться с помощью биологического оружия

Международная группа специалистов из Великобритании и США предлагают новый способ борьбы с распространением такой опасной инфекции, как лихорадка денге. В этих целях ученые вывели генетически модифицированных комаров-самцов, которые являются носителями мутации, приводящей к нарушению развития крыльев у самок этих насекомых. Авторы работы склоняются к мысли, что разработанное ими «биологическое оружие» позволит достичь сразу две цели — во-первых, снизить заболеваемость опасной инфекцией на значительных территориях, а во-вторых, никак не повлияет на окружающую среду.

В ходе своей работы британские и американские специалисты разработали новый способ снижения численности комара Aedes aegypti, который выступает в качестве разносчика опасной инфекции. В этих целях ученые встроили в геном вредных насекомых модифицированный ген Actin-4, которые связан с формированием мышцы, обеспечивающей движение крыльев насекомых.

Как сообщает на своих страницах интернет-ресурс medportal.ru,  том случае, если носителем данного гена станет самка комара, то она потеряет способность летать, что однако, не помешает генномодифицированным самцам, которые развиваются вполне нормально, эффективно передавать ген следующим поколениям насекомых.

Авторы работы склоняются к мысли, что внедрение достаточно большого количества генномодифицированных самцов в популяцию комаров  Aedes aegypti позволит в конечном итоге добиться весьма значительного сокращения численности этих насекомых в течение всего лишь нескольких месяцев. Понятно, что данное обстоятельство позволит надеяться на резкое снижение заболеваемости лихорадкой денге, а также и другими инфекциями, которые разносят Aedes aegypti, на больших территориях.

В качестве еще одного немаловажного достоинства нового метода борьбы с распространением опасной инфекции можно назвать его высокую специфичность, так как  использование генномодифицированных комаров не представляет опасности для других видов насекомых, в отличие от использования инсектицидов и осушения болот, которые в настоящее время являются традиционными способами борьбы с лихорадкой денге.

Согласно имеющимся данным, каждый год лихорадкой денге заболевают  от 50 до 100 миллионов жителей стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии, причем опасная для жизни геморрагическая форма этой инфекции уносит жизни сотен тысяч человек.

В заключение остается добавить, что подробный отчет о работе исследователей опубликован в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».