28 декабря 2009

Обнаружены генетические причины рака головного мозга

Группа американских ученых из Колумбийского университета объявила об обнаружении генетических причин одной из наиболее быстро развивающихся форм рака головного мозга. По словам исследователей, за возникновение данного злокачественного заболевания отвечают два гена, совместная работа которых приводит к превращению здоровых клеток мозга в раковые.

Речь здесь идет об онкологическом заболевании Glioblastoma multiforme, которая приводит к развитию неоперабельной опухоли всего за несколько месяцев. До последнего дня причина такого стремительного протекания болезни оставалась неизвестной, однако теперь, похоже, этому появилось объяснение в виде пары генов – C/EPB и Stat3.

Авторы работы отмечают, что сочетание воздействия этих генов приводит к «запуску» генетической цепочки, которая в конечном итоге заставляет здоровые клетки мозга превращаться в раковую ткань. Результаты проведенного исследования показали, что ни один из пациентов,
у которых были задействованы оба указанных гена, не смог прожить дольше 140 недель с момента постановки диагноза. Что же касается группы пациентов, у которых данные гены были неактивны, то среди них к указанному периоду скончались только 50 процентов.

Американские исследователи пришли к выводу о том, что обнаруженные гены задают организму определенную программу, выступая, таким образом, в роли своеобразных катализаторов образования злокачественной опухоли.

В это связи интернет-портал likar.info приводит на своих страницах следующие слова ведущего автора исследователя – Антонио Иавароне: «При одновременной активности они подключают к работе еще несколько сотен генов, превращающих здоровые клетки головного мозга в блуждающие… Наше открытие означает, что одновременное подавление активности обоих генов с помощью медицинских препаратов может быть мощным средством для пациентов, подходящего лечения для которых не существует».

Эксперимент, проведенный учеными из Колумбийского университета, заключался в изучении лабораторных мышей, которым были пересажены раковые клетки. Оказалось, что деактивация генов C/EPB и Stat3 лишала эти клетки способности к размножению.

В настоящее время американские эксперты работают над поиском препарата, который  смог бы обеспечить тот же эффект, позволив в итоге спасти тысячи человеческих жизней.

В заключение стоит привести слова доктора Иавароне, который отметил, что открытие роли генов C/EPB и Stat3 в развитии данного вида рака явилось для ученых полной неожиданностью. Руководитель исследования также пояснил следующее: «С терапевтической точки зрения это означает, что мы больше не должны тратить время, разрабатывая препараты для борьбы с факторами, минимально влияющими на развитие рака мозга — мы можем сразу приниматься за главную причину».

Подробный отчет об исследовании американских специалистов опубликован в последнем номере журнала «Nature».