5 февраля 2009

Болезнь Альцгеймера связали с диабетом 2-го типа

Международная группа ученых из американского университета Норт-Вестерн и бразильского университета Рио-де-Жанейро провела совместное исследование, на основании результатов которого были сделаны довольно интересные выводы. Полученные данные позволяют судить о возможной тесной взаимосвязи, существующей между наиболее распространенной формой деменции (приобретенного слабоумия, также известного под названием болезни Альцгеймера) и сахарным диабетом 2-го типа, который также является обычным заболеванием для людей пожилого возраста.

Согласно статье авторов исследования, опубликованной в авторитетном издании Proceedings of the National Academy of Sciences, в лечении болезни Альцгеймера может оказаться полезным использование гормонального препарата инсулина или же различных препаратов, способных усиливать действие инсулина, вырабатываемого организмом человека. По мнению ученых, инсулин обладает способностью защищать клетки мозга, которые несут на себе всю полноту ответственности за память.

Стоит сказать, что впервые ученые обратили внимание на связь между инсулином и болезнью Альцгеймера с тех пор, как врачи обнаружили активность данного гормона в головном мозге человека. В ходе своей последней работы международная команда исследователей провела оценку воздействия инсулина на белки, известные под названием ADDL. Как известно, именно эти белки накапливаются в мозге человека и наносят ущерб мозговым клеткам больных деменцией.

Ученые брали нейроны из гиппокампа (часть мозга, играющая решающую роль в формировании памяти), после чего обрабатывали их инсулином и препаратом под названием розиглитазон, назначаемым больным диабетом 2-го типа. Как показали результаты эксперимента, обработанные таким образом клетки оказались в гораздо меньшей степени подвержены влиянию белков ADDL. На основании этого исследователи пришли к выводу о способности инсулина блокировать вредное воздействие указанных белков.

Как сообщает на своих страницах интернет-портал medlinks.ru, в связи с этим один из авторов исследования – профессор Уильям Кляйн из университета Норт-Вестерн не исключает, что препараты, повышающие чувствительность мозга к инсулину, можно использовать в разработке новых способов лечения болезни Альцгеймера. По его словам, «наиболее интересный вывод заключается в том, что некоторые противодиабетические препараты могут в перспективе использоваться для лечения болезни Альцгеймера… Восприимчивость к действию инсулина может снижаться по мере старения, что увеличивает риск возникновения болезни Альцгеймера. Наши же выводы показывают, что повышение воздействия инсулина может защитить нейроны от опасности».

К мнению профессора Кляйна присоединяется его коллега, профессор Сержио Феррейра из Рио-де-Жанейро: «Вывод о том, что болезнь Альцгеймера — это своего рода диабет мозга, открывает дорогу к новым открытиям, которые могут в конечном итоге привести к разработке принципиально новых методов лечения этой тяжелейшей болезни».

Официальный представитель Фонда изучения болезни Альцгеймера заявил, что результаты нового исследования освещают процессы взаимодействия инсулина с вредными белками, связанными с возникновением заболевания. По его словам, «у диабетиков больше вероятность заболеть и болезнью Альцгеймера. Хорошо известно, что инсулин оказывает воздействие на работу мозга, а нынешнее исследование предоставляет дополнительные данные о том, что болезнь Альцгеймера — это некий тип диабета мозга». Что же касается наиболее интересного вывода из этого исследования, то оно, по словам эксперта, «…заключается в том, что некоторые противодиабетические препараты могут в перспективе использоваться для лечения болезни Альцгеймера».