3 февраля 2009

Ученые обнаружили механизм, защищающий клетки от развития рака

Результаты исследования, проведенного группой специалистов из Сингапура и шотландского университета Данди, позволяют утверждать об обнаружении механизма, используемого клетками человеческого организма для защиты от развития раковых заболеваний. В ходе своей работы исследователи изучали функции гена под названием p53, который способен останавливать развитие раковых клеток.

Необходимо сказать, что факт существования данного гена не является секретом уже на протяжении примерно трех десятилетий. Проведенные в этот период исследования показали, что он способен отдавать поврежденным клеткам «приказ» о самоуничтожении, или же останавливать деление больных клеток в момент, когда происходит восстановление организма. Ученые утверждают, что 50 процентов известных случаев рака сопровождались повреждением или пассивностью гена p53, что давало возможность больным клеткам свободно развиваться, создавая при этом раковые опухоли.

Что же касается исследования, о котором здесь идет речь, то в ходе него эксперты проводили серию экспериментов с рыбами данио рерио, у которых, как известно, ген p53 полностью идентичен человеческому. В процессе своей работы исследователи обнаружили, что p53 вырабатывает не только известный ранее одноименный протеин, но и его дополнительную вариацию, которая несет на себе ответственность за «включение» или «отключение» механизма работы данного гена.

Как сообщает на своих страницах интернет-портал likar.info, в естественных условиях рыбы данио рерио легко переносят небольшие дозы радиации, повреждающей ДНК, так как ген p53 помогает организму рыб восстанавливать ущерб, полученный при облечении. Вместе с тем, отсутствие открытого учеными «переключателя» приводило к тому, что подопытные рыбы умирали.

Подводя итог своему исследованию, один из его авторов – профессор Дэвид Лейн, заявил следующее: «Функции p53 очень важны при любом лечении рака, поскольку химиотерапия, или радиотерапия частично вызывают «самоубийство» клеток в ответ на повреждение ДНК. Поэтому, чтобы найти способы предотвращения появления раковых клеток, нам очень важно знать, как этот ген работает».