1 сентября 2008

Американские ученые смогли отключить процессы старения печени

Группе нью-йоркских ученых под руководством профессора Медицинского колледжа им. Эйнштейна Марии Куэрво [Maria Cuervo] впервые в истории удалось заблокировать процессы  старения на уровне целого органа. Как сообщает интернет-сайт medlinks.ru, в ходе своей работы американские эксперты смогли предотвратить возрастное ослабление функций печени.

Результаты эксперимента на лабораторных мышах показали, что печень даже очень старых мышей функционирует ничем не хуже печени обычных мышей, находящихся в среднем возрасте.

Необходимо сказать еще об одном крайне важном значении этого открытия, которое заключается в подтверждении одной из существующих на сегодняшний день теорий клеточного старения. Согласно этой модели, которая является интенсивно обсуждаемой в современной научной литературе, в качестве причины ухудшения работы клеток самых различных тканей организма с возрастом называется постепенная потеря ими способность избавляться от дефектных биомолекул или, как это можно сказать другими словами, — белковых шлаков.

Ответственность за проведение таких операций лежит на специализированных внутриклеточных  структурах, которые носят название «лизосомы». Лизосомы представляют собой микроскопические пузырьки, в которых находятся ферменты, осуществляющие расщепление негодных протеинов и других веществ. Специалисты утверждают, что клетки печени и почек, которые в первую очередь отвечают за биохимическую очистку организма, содержат в себе особенно большое количество лизосом.

Все клетки, из которых построены ткани организма, обладают специальной транспортной системой, призванной осуществлять доставку к лизосомам молекул, подлежащих утилизации. Такие функции во многих случаях осуществляют специализированные протеины, которые называются шаперонами. Шапероны вступают в химическую связь с неисправными молекулами, после чего транспортируют их к рецепторным белкам, которые располагаются на внешней поверхности лизосом.

В ходе одной своей ранее проделанной работы профессор Куэрво обнаружила, что с возрастом количество указанных рецепторов постепенно уменьшается. В этот момент у нее родилась идея о попытке задержать старение печени посредством сохранения прежнего числа рецепторов, что и удалось сделать ей и ее коллегам в новой серии экспериментов.

Американские исследователи создали линию мышей, которые несли в своих хромосомах один дополнительный ген, кодирующий синтез одного из шапероновых рецепторов. Вместе с тем,  экспертам удалось устроить все таким образом, что этот ген активировался только после того, когда мышам в пищу вводились определенные примеси. Другими словами, экспериментаторы добились возможности запускать и отключать производство шапероновых рецепторов по своему усмотрению. Группа трансгенных грызунов стала получать эти добавки лишь в шестимесячном возрасте, как раз в котором и начинает снижаться эффективность шапероновой траспортировки неисправных молекул к лизосомам.

Ученые с удовлетворением отмечают, что результаты этих экспериментов полностью соответствуют выводам специалистов. Как оказалось, печень трансгенных мышей, доживших до 22-26 месячного возраста, очищает организм от нежелательных веществ практически ничем не хуже печени обычных молодых животных. Данное открытие является серьезным подтверждением теории развития возрастного одряхления в результате внутриклеточного загрязнения дефектными белками. Профессор Куэрво склоняется к мысли, что в будущем с наступлением старости можно будет бороться с помощью особых лекарственных препаратов, которые помогают стареющим клеткам расщеплять неисправные биомолекулы.