Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Биография. Медицинская практика (I)

К поступлению в Московский университет Сергей готовился у сту­дента-математика А. Ф. Мерчинского, а с августа 1847 года — в частном пансионе. Закончив только второй курс пансиона, Боткин решает его бросить и держать экзамены на математический факультет Московско­го университета, но возник форс-мажор — указ от 30 апреля 1849 года: прием на все факультеты, кроме медицинского, прекратить. Боткин не сразу отказывается от математики в пользу медицины. Колеблясь в вы­боре, он заканчивает третий курс пансиона и лишь весной 1850 года ре­шается подать документы на медицинский факультет.

Сергей Петрович Боткин окончил медицинский факультет Москов­ского университета в 1855 году и вскоре с отрядом Н. И. Пирогова уже принимал участие в Крымской кампании, исполняя обязанности ор­динатора Симферопольского военного госпиталя. На стороне Турции против России выступили Франция, Англия и позже — итальянское государство Сардиния. Осенью 1854 года, точнее 1 сентября, на гори­зонте у Севастополя показались сотни вражеских кораблей. Еще через несколько дней произошла высадка десанта противника у Евпатории. Разгорелись бои на русской земле, был осажден город-крепость Севас­тополь. Количество раненых измерялось десятками тысяч человек.

В 1856-1860 годах Боткин находился в заграничной командиров­ке. По возвращении он защитил докторскую диссертацию «О всасыва­нии жира в кишках» и в 1861 году был избран профессором кафедры ака­демической терапевтической клиники.

Чтобы оценить значение Боткина, необходимо припомнить, в ка­ком положении находились русские врачи и русская медицина во время его деятельности. Как пишет историк медицины Е. А. Головин, «меди­цинские кафедры во всех русских университетах были заняты людьми, лучшие из которых не выходили за уровень посредственности. Ученым считали уже того, кому удавалось перевести с иностранного на русский язык или скомпилировать, с грехом пополам, какое-нибудь руководство по лечению болезней. Большинство преподавателей повторяло из года в год одни и те же, раз и навсегда заученные лекции, сообщая подчас сведения, носившие средневековый отпечаток. В своих лекциях одни клиницисты вещали, что печень есть «много раз свернутый кишечный канал», другие разглагольствовали о молоке, всасывающемся в кровь в послеродовом периоде, и т.п.»… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Далее по теме: