18 марта 2013

Пчелиный яд уничтожает ВИЧ и не разрушает прилегающие здоровые клетки

Наночастицы, содержащие в себе токсин пчелиного яда (мелиттин), могут уничтожить вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), и в то же время оставляют окружающие клетки невредимыми, об этом сообщили в своем отчете ученые из Университета Вашингтона, медицинского института, в мартовском выпуске журнала Антивирусотерапия за 2013 год. Исследователи говорят, что их вывод является важным шагом на пути к созданию вагинального геля, который может предотвратить распространение ВИЧ-инфекции в организме. ВИЧ является вирусом, который является причиной заболевания СПИДом.

Джошуа Л. Гуд, доктор медицины, доктор наук, научный руководитель медицинского отделения, сказал: «Мы надеемся, что в местах, где вирус ВИЧ распространяется очень быстро, люди могли бы использовать этот гель в качестве профилактической меры, чтобы остановить первичное инфицирование».

Мелиттин уничтожает также некоторые другие вирусы и злокачественные опухолевые клетки

Мелиттин является мощным токсином, который был обнаружен в пчелином яде. Он может разрушить защитную оболочку вируса, которая окружает вирус иммунодефицита человека, как и оболочку других вирусов. Чистый мелиттин в больших количествах может нанести значительный вред.

Старший автор, Сэмюэл А. Уиклайн, доктор медицины, Дж. Рассел Хорнсби профессор биомедицинских наук, наглядно продемонстрировали, что наночастицы, заправленные мелиттином, имеют противораковые свойства и обладают способностью убивать опухолевые клетки. Применение пчелиного яда в противоопухолевой терапии не является нововведением, в 2004 году хорватские ученые опубликовали в журнале «Наука о питании и сельском хозяйстве», что продукты пчеловодства, в том числе пчелиный яд, вполне может найти свое применение в лечении и профилактике рака.

Здоровые клетки, при этом, остаются нетронутыми — ученые доказали, что наночастицы, заправленные мелиттином, не вредят нормальным, здоровым клеткам. Защитные бамперы были добавлены к поверхности наночастиц, так что, когда они вступают в контакт с нормальными клетками (которые, как правило, гораздо больше), наночастицы отскакивают, а не прикрепляются к ним.

Клетки вируса ВИЧ гораздо меньше, чем наночастицы, и они вписываются между бамперами. Когда ВИЧ сталкивается с наночастицами, он проникает между бамперами и вступает в прямой контакт с их поверхностью, которая покрыта пчелиным токсином, а тот в свою очередь разрушает вирус.

Гуд объяснил: «Мелиттин на наночастицах сливается с вирусной оболочкой. Мелиттин образует маленькие поры, похожие на атакующий комплекс и разрывает оболочку, извлекая из нее вирус».

В то время, как большинство анти-ВИЧ препаратов работают на сдерживание вируса к размножению, этот препарат воздействует на жизненно-важную часть его структуры. Проблема воздействия на способности патогена воспроизводится в том, что он не останавливает его от распространения инфекции. Некоторые разновидности ВИЧ нашли способ обойти действия препаратов блокирующих его распространение, и, несмотря на прием этих средств, он все равно распространяется в организме.

Гуд говорит: «Мы воздействуем на физические свойства, которые присущи вирусу ВИЧ. Теоретически, у вируса нет никакой возможности адаптироваться к этому воздействию. Вирус должен иметь защитное покрытие из двухслойной мембраны». Наночастицы мелиттина могут не допустить проникание ВИЧ инфекции и, при этом, лечить уже имеющуюся ВИЧ-инфекцию в организме.

Гуд считает, что мелиттин, загруженный в наночастицы, имеет возможности в двух видах лечения:

1. Вагинальный гель для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции в организме.
  2. Лечение уже существующей ВИЧ-инфекции, т.е. индивидуально фармакорезистентное лечение.

В теории, если наночастицы вводят в кровоток пациента, они должны быть в состоянии очистить кровь от ВИЧ-инфекции.

Гуд сказал: «Основная частица, которую мы используем в этих экспериментах, была разработана много лет назад как искусственный продукт крови. Она не очень хорошо выполняет функцию доставки кислорода, но она благополучно циркулирует в организме и дает нам хорошую платформу, которую мы может приспособить в борьбе с различными видами инфекций».

Мелиттин беспорядочно атакует двухслойные мембраны, что делает его мощным средством, используемым в лекарственной терапии, помимо лечения ВИЧ-инфекции. Вирусы гепатита В и С, среди ряда других вирусов, основаны на таком же типе защитной оболочки и могут быть уничтожены путем введения в организм мелиттина, с загруженными наночастицами.

Гель также имеет потенциал воздействовать на сперму, как объясняют исследователи, используя его как возможное контрацептивное средство.

Гуд сказал: «Мы также наблюдали за этим процессом у пар, где только один из партнеров имеет ВИЧ инфекцию, и они очень хотят иметь детей. Эти частицы сами по себе являются безопасными для спермы, по той же причине они совершенно безопасны для вагинальных клеток».

Это исследование проводилось на клетках в лабораторных условиях. При этом, наночастицы легко произвести, и достаточное количество частиц безусловно можно предоставить для будущего исследования человека.

Новейшие исследования ВИЧ

За последние несколько лет, ученые достигли больших успехов в усовершенствовании лечения ВИЧ/СПИДа и разработке стратегий профилактики этого заболевания.

Исследователи из Детского Центра Джона Хопкинса, медицинского центра университета штата Миссисипи и университета медицинской школы штата Массачусетс сообщили, что ребенку, которому применяют антиретровирусную терапию, через тридцать часов после его рождения был функционально вылечен. Функциональное лечение означает, что в организме не обнаружено вирусной репликации после проведения антиретровирусной терапии.

Разработка антиретровирусной терапии ВИЧ стоит дополнительных затрат — исследователи из Гарвардского университета, США, сообщили, что расширения масштабов применения антиретровирусной терапии, в отдаленной провинции Южной Африки (Квазулу-Натал), уменьшило риск передачи вируса ВИЧ половым партнерам на 96%.

medicalnewstoday.com